«Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая».
Все, кто читал это прекрасное, но фантастическое произведение: «Слово о Меркурии Смоленском» — помнят эту фразу. Она вошла во многие учебники, кочует от книги к книге. Абсолютно все историки и исследователи со времен Татищева (не историка, но скрупулезного энтузиаста) так и пишут — завоевал Волжскую Булгарию, Русь и переполошил весь гейропейский курятник Бату-хан (он же Батый). Руководитель Великого Западного Похода монгол в 1236-1242 гг. Ошибаетесь.
Дисклеймер! Автор не «квасной альтернативщик» и прекрасно знаком с научными методами обобщения исторического материала. Но…! Данная статья является публицистическим исследованием, все ее выводы и утверждения — построены на исторических источниках и фактах. Совпадение событий и персонажей — абсолютно.
Итак. Сведения о походе Батыя на Русь имеют место быть во многих списках и Сводах русских летописей. В некоторых ни слова об этом походе нет, что позволяет беспардонно резвиться на полянке всяким «ниспровергателям татаро-монгольского ига». В иных содержится только краткое упоминание. С некоторыми оговорками, но наука признает подлинными: Лаврентьевский, Академический (Суздальский), Тверской, Симеоновский, Воскресенский и Никоновский список русской летописи. А также новгородские своды и южнорусский летописец (Ипатьевская летопись). Испытывая от родной летописной историографии сильные зубовные и головные боли, ваш покорны слуга будет использовать другие источники. Ничуть не хуже и не лучше отечественных.
В далеком Йеке Монгол Улус… Весной 1235 года, когда «были возведены стены города Каракорум и строился дворец Ваньаньгун», состоялся монгольский курултай, сутью которого было объявление войны… всему миру. Только что была разгромлена китайская Империя Цзинь, полностью приведен к покорности Хорезм, монгольские корпуса выступили против Кореи и империи Сун. Часть сил было брошено на прорыв к Багдаду, кровью покорялось Закавказье. Но успехи были шаткими. Без помощи Субэдэя-бахатура, «свирепого пса» Чингисхана, экспансия в Волжскую Булгарию …остановилась. Джучиды топтались на месте, не способные разгрызть «укрепрайоны» храброго народа.
Несмотря на громкие победы в Китае — быстро покорить Сун не получалось. Война с ним затянется на десятилетия, и причиной этого станет… Великий Западный Поход на Булгар-Русь-Европу. Монголы утратили свой главный козырь великих побед: «единую точку приложения всех сил и средств». И хотя европейская кампания 1237-1241 гг. принесла ошеломляющий военный успех, это стало фатальным событием для истории монгольской империи. Многочисленные «царственные чингизиды» устроили во время Похода такой знатный срачЪ непримиримую грызню, что запустило центростремительные процессы распада огромного единого государства. На постоянно дробящиеся территории, кроваво с собой враждующие.
Но вернемся к курултаю. Высокому монгольскому обществу Субэдэем был подан доклад о состоянии дел на рубеже Итиля (Волги). «Субэгэдэй-батор известил Угэдэй-хана, что народы», населяющие западные страны «противоборствуют отчаянно». И что силами лишь улуса Джучи «повоевать ханлинцев, кипчаков, бажигидов, русских, асудов, сасудов, мажаров, кэшимирцев, сэркэсцев и прочих» — невозможно. Само собой, суровый Субэдэй (и его немалая «партия войны») при дворе Великого Кагана напомнил всем присутствующим, что необходимо «исполнить волю Чингисхана, завоевать северо-западные страны и включить их в состав владений Джучи». И неплохо бы копыта монгольских коней прополоскать водами «крайнего моря», как покойный шеф приказал.
Решение Великого Хана Угэдэя было следующим:
«Да отошлют властители уделов в сей поход самого старшего из сыновей своих! И те наследники, кои уделов не имеют, равно и темники, и тысяцкие, и сотники с десятниками и прочие, кто б ни были они, да отошлют в поход сей самого старшего из сыновей своих! И все наследницы и все зятья пусть старших сыновей в рать нашу высылают!»
То, чего Субэдэй добивался с 1227 года, — состоялось. Общий Поход на Запад был официально объявлен. Беспрецедентный по своему размаху. С политической точки зрения, он был наиболее представительным по количеству царевичей-чингизидов. «В походе приняли участие более десяти потомков Чингисхана и его братьев» (с). Сколько их было в головах и штуках — тема спекулятивная и подсчёту не поддающаяся, да и статья не об этом.
Нас интересует административный аспект этого грандиозного военного предприятия. Поэтому буду делить чингизидов по занимаемым должностям, пытаясь найти самого главного. Лезем в источники: «На царевича Бури, внука Чагатая, было возложено командование над всеми царевичами… на Гуюка, старшего сына Угедей-хана — командование над выступающими в поход частями Центрального улуса». Бату-хан, само собой, командовал туменами из состава своего Улуса, только-только нарождающегося.
Сделать вывод сходу, что «верховное командование монгольской армией было поручено Бату» — уже сам по себе факт сомнительный. Он в иерархии «золотого рода» не самый знатный. С подозрением на «нечистую кровь» Джучи, явно бывшего... — не сыном Чингисхана. Так, в пределах «дюжины» мог оказаться Бату. Ближе к концу списка. Явно слишком «зелен» для руководства грандиозным походом. Даже туменом в бою не командовал. Провинцией не управлял ни единого дня. Стоит ли типичного молодого «герцога», этого старшего джучида, наделять полномочиями «верховного джихангира» всего предприятия? Сомнения гложут… ой, как крепко. Да не гложут даже. Быть такого не могло. Если конечно, Каган Угедей не запил крепко в тот год, аккурат на курултае. Решил крепко подшутить над всей «золотой семейкой» и Империей. А после… не выходил из алкогольной комы, вплоть до остановки пульса в декабре 1241 года.
Ладно, шутки в сторону. Китайская «Юань Ши» говорит: «Тай-цзун («Великий Предок», посмертный титул Чингисхана) отдал повеление чжувану Бату пойти походом на запад на Бачмана…» То есть на одного половецкого Хана, и только на него. Никаких тебе булгар, русичей и прочих венгров… Это объяснимо вполне, не по Сеньке шапка была. Почва становится еще более зыбкой, когда гражданские (пусть и уважаемые) историки начинают фантазировать:
«Свидетельством уникальности похода на Запад стало то, что изначально, по-видимому, не был назначен его верховный главнокомандующий».
Приехали, здрасьте вам через окно… Во-первых, что за формулировка: «по-видимому»? Во-вторых, учим матчасть организации и устройства монгольского государства-армии с непререкаемым единоначалием (Ясу Чингисхана). А то у нас и русские князья колхозным балаганом без главного воеводы в походы ходят… Теперь и монголы подхватили эту болезнь от них на Калке? Ага… Демократия — штука заразная, хуже Ковида. Стотысячная Армия идет сама по себе, рулят ей дюжина царевичей и сотня другая тёмников-тысячников как душеньке угодно? Помилуйте камрады, не рвите мой уставный военный мозг такой ахинеей.
Кстати, годом ранее на похожем курултае Субэдэй и «законник» Чагатай, сын Чингисхана… продавили очень интересное решение. Новую редакцию Великой Ясы, где особое внимание уделяется «военным распоряжениям» и дисциплине новой монгольской армии Угедея. Которая впитала в себя немалое число покоренных народов. Эти контингенты количественно уже превосходили разверстанные кибитки «имперских монгол», основы государства. «Новобранцы» требовали более строгих воинских Уставов, с более жестокими наказаниями за ослушание. Так что «гайки повиновения и единоначалия» закручены были до предела… перед Великим-то Походом.
Копаем дальше и вчитываемся в источники тщательнее. В «Сокровенном сказании» черным по пергаментному описан занимательнейший эпизод, как Чагатай советует Угэдэю: «Всех наших старших сыновей давай пошлем вслед Субэгэдэю ... и в помощь Субеетаю». Не Бату. Или Мэнгу, Бури, Гуюку… А именно Субэдэю-бахатуру. Та же «Юань Ши» вообще предельно ясно говорит, что Угэдэй приказал Субэдэю «командовать главной армией». И даже наша Ипатьевская летопись говорит об этом «свирепом псе», как о равном прочим чингизидам, хотя он «не от рода их». Дремучий в геополитике Востока православный монах-летописец это подмечает с должным почтением, субординацию феодальную точнехонько блюдёт.
Истинный Завоеватель. Ваш покорный слуга склонен предположить, что главнокомандующим был Субэдэй-бахатур. Головой отвечал перед Великим Каганом за войско. За стратегию-тактику-дипломатию. И конечно же — за молодых чингизидов. В полководческом искусстве которых имею глубокие (аргументированные) сомнения. Был мозгом этого похода и его организатором. Именно «свирепый пёс» с 1223 года топтал окраины стартовой площадки великого военного предприятия. В итоге, блестяще реализовал его в 1236–1242 годах. Лучше и опытнее его в Йеке Монгол Улус не было никого. Субэдэй
«воплощал в себе весь накопленный опыт степного охотника и воина, который долго шел за Чингисханом…, отлично разбирался в ведении осадной войны и использовании огромных боевых механизмов, а также использовании пленников в военных целях, приобрел ничем не заменимые навыки ближней и дальней разведки, охраны ставки, взятии городов…»
Ко времени курултая 1235 года только он накопил колоссальный опыт организации степного войска, дипломатии и ведения прямого боя. Потому и мог быть тем единственным военачальником, на которого возлагалось руководство Великим западным походом. Конкурентов у Субэдэя не было… от слова «совсем». Безусловно талантливые чингизиды Гуюк, Бату и Мункэ были слишком молоды и неавторитетны пока. Выше должности тёмниками прыгнуть вряд ли были способны. Хотя и это спорный вопрос, учитывая свору соратников Субэдэя, прочих «свирепых псов». Что еще бражничали с Великим Потрясателем Вселенной и руководили сложнейшими военными операциями в его времена.
Так что… Русь завоевал не Бату-хан. А именно Субэдэй. Чингизиды с Батыем колупались чуть ли в обозе всей этой операции, под строжайшим вежливым присмотром тёмников одноглазого гения. А тот, провернув гениальную и масштабную военно-политическую операцию по разобщению и разгрому внешне могучего государства. Без тщательной многолетней подготовки дело не обошлось имхо. Как и без грандиозной логистической операции по снабжению и обеспечению всего Похода.
Но как было упомянуто в дисклеймере: я прекрасно осведомлен о методах исторического обобщения. И никакого «Субэдэя» в учебниках истории мы не могли получить. В принципе. Бенефициаром «татаро-монгольского ига» стал… законный властитель Улуса Джучи, чингизид Бату-хан. На пиршественный войлок которого были уложены стопочкой захваченные другим человеком: Булгария, Дешт-и Кипчак, княжеская Русь. По божественному (и любому другому праву) тех седых времен именно он вошел в историю, как завоеватель. Но все равно обидно немного… Эх, наука ты история. Несправедливая…
Читайте по теме: