Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Любите ли вы «Тихий Дон» Герасимова так, как любит его автор?
А незабвенный постбондарчуковский? Тот, что с Аксиньей – Дельфиной Форрест, Пантелеем Прокофьичем – Ф.Мюрреем «Сальери» Абрахамом и Григорием – эммм… Рупертом Эвереттом?
Понятно, что Сергей Урсуляк, выражаясь деликатно, сильно рисковал уже изначально, взявшись за очередную экранизацию. Помнится, как-то поперся я на гастрольный спектакль «Женитьба» по Гоголю одного уважаемого московского театра. При всём при том, что перед глазами стояла классическая кинопостановка Мельникова – с Борисовым и Петренко... Не воткнуло, скажем так... Ну, ладно, чего там, как прокомментировал бы Лучший Друг Всех Кинематографистов, «Урсуляк за Бондарчука не ответчик», перейдем сразу к разборкам!
Ежели бы автор был не автор, а семнадцатилетний юноша, воспитанный жирафами… в самых замечательных традициях русской интеллигенции, последняя версия «Тихого Дона» даже как-то проканала бы… Если не на «ура», то примерно на уровне урсуляковской же «Ликвидации» - смотреть можно, кричать «твою мать – как здорово!» - не обязательно. Впрочем, конечно же нет, «Ликвидация» была сериалом неординарным и продуктом вполне себе качественным. Однако проблема как раз в том, что я давно уже не семнадцатилетний юноша , и – что самое скверное – напрочь и безнадежно испорчен постановкой Сергея Герасимова с Глебовым, Быстрицкой и другими. Сравнивать два этих фильма – всё равно что выставить рядышком «Ладу-Элладу» и «Порше», объединяет которые только ключевой признак – слово «автомобиль». Главный и очень жирный «минус»: несмотря на внушительный сериальный хронометраж, Урсуляк пожертвовал столь многим, что становится удивительным – как Герасимов умудрился уложить свою эпопею практически со всеми шолоховскими персонажами и сюжетными линиями в теперешних по сути 8 телевизионных серий – в отличии от Урсуляка с его 14-ю? Где Бунчук, Христоня, Штокман, где Калмыков? Это, судари мои, не какие-то пустяшные петрушки. Куда ж без них-то? И за счет чего хронометраж так «растянулся»? С лёту и не скажешь.
Изрядно раздражали идиотские каждосерийные титры + «краткое содержание предыдущей серии». Особенно комично это выглядит, когда показ шёл по три серии за раз кряду. Я что – не помню, что смотрел двадцать минут назад? Да еще в таком основательном пересказе под…
- …музыку! Больше никогда не давайте этому парню (имеется в виду композитор Красавин) писать музыку к фильмам! Даже удивительно, как опытный Урсуляк, верстая сериал, не заметил – насколько диссонирует музыкальный ряд с происходящим на экране. Ощущение такое, что фильм идет отдельно в параллели с аудиозаписью похорон товарища Суслова. Так, по смыслу вроде как подходит, но вместе получается до такой степени напыщенно и нарочито-трагедийно, что невольно убавляешь звук во время звучания очередного красавинского однообразненького экзерсиса. Причем, когда Урсуляк решает сконцентрироваться на каких-нибудь придонских видах или особо трагичной сцене, впечатление складывается такое, что это – всего лишь вынужденная иллюстрация к Музыке Композитора Красавина, нечто вроде длиннющего видеоклипа от потерявшего чувство меры режиссёра.
Разве найдется тут место есаулу Калмыкову? Или уж вовсе - какому-то там Штокману? Куда там…
Про вечную беду отечественного сериала – бедность батальных сцен – упомянуть придется отдельно. Война «эконом-класса» - явление уже совершенно обыденное для нашего кино в принципе, вопрос лишь в том, как режиссер сумеет подать усеченный бюджет. Хотя – в защиту того же Урсуляка – можно припомнить, как неожиданно прилично смотрелась Великая Отечественная в его «Жизни и судьбе». Настолько хорошо, что бондарчуковский «младший» «Сталинград» после его сериала выглядел нелепо и аляповато раскрашенной поделкой-стрелялкой. Здесь – не получилось. Очень «эконом»… Жаль. Невольных ассоциаций в пользу неограниченного в государственных средствах Герасимова избежать никак не удастся.
По актерам… Если не затрагивать уже обсосанную в Интернете «накладную носатость» отца и сына Мелеховых, в целом многие исполнители, пожалуй, что и недурны – Яценко, Маковецкого, Артура Иванова - Петро и Ефремова – Митьку Коршунова нужно отметить отдельно. Яценко вообще хочется упомянуть автономно – этот актёр как-то умеет органически не халтурить! Что-то неожиданно-манкое есть и в Аксинье – Чернышовой. Хотя, сдаётся, несколько субтильна она для казачки начала XX века, да и предательская "современность" внешности нет-нет, да и проскользнёт... А вот Григорий, пожалуй, вызывает вопросы выбором исполнителя: Ткачук, полюбившийся огромной аудитории после своего Мишки-Япончика, изрядно смахивает на уже упоминавшегося Руперта Эверетта и вдобавок разговаривает неприятным для слуха фальцетом, что – вкупе с бесконечной музыкой композитора Красавина – делает каждое его появление на экране невольно «царапающим», разве что за исключением эпизодов, когда Григорий просто многозначительно и тяжко молчит. Слава Богу, что текста у Шолохова для его героя в принципе немного! Но взгляд у Григория - хорош. Тот взгляд!
Ещё о "кадровом вопросе". "Наталья - баба красивая...", - озадаченно произносила Аксинья-Быстрицкая. Глядя на режиссёрскую дочь в образе Натальи, этого не скажешь. На вкус и цвет, конечно... Да и "родному человечку" порадеть - не грех вовсе, такой... кинонепотизм. Но, право же, весьма... весьма специфичная дама вышла эта Наталья. Григорий, немедленно вернитесь к Чернышовой!
Подытожим. Надо было снимать «Тихий Дон»? Наверное – да, пусть хоть молодежь приобщится. Некоторые так и пишут: вы - старперы, смотрите своего Герасимова, а сериал Урсуляка - "шедевр и точка". Может, кто-то дотянет до финала и проникнется хотя бы Великой Историей, рассказанной Шолоховым (или не Шолоховым – ведь споры вокруг авторства романа идет до сих пор. Да чего там – я, пару лет назад перечитав основательно «Тихий Дон», сам обнаружил явные стилистические несоответствия, точно подмеченные некоторым писателем, имя которого нынче не принято употреблять без значка * в его романе «Икс», и некоторые «эпические» нюансы, которые двадцати-с-небольшим-летний казачок просто не мог знать! Точно так же, как не мог бы написать «Войну и мир», скажем, толстовский капитан Тушин).
Стал ли этот сериал явлением в немногочисленной когорте удачных экранизаций отечественной классики? Нет, увы. Дым - пожиже и труба – пониже. Но с майонезом «Махеев» теоретически потянет. Хочешь – ешь, хочешь – отложи. К просмотру необязательно, но как бы иллюстративно - пожалуй, что и можно... особо для любителей комиксов и поклонников всяческой физической визуализации чего угодно - от "Сказки про репку" до пелевинских заумственных перлов.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу