Алексей Унжаков родился в деревне Ильинка Казанского района Тюменской области в семье крестьянина. Окончил семилетнюю школу и школу фабрично- заводского обучения, работал помощником машиниста на паровозе.
В Красной Армии с 1943 года...
РАССКАЗ АРТИЛЛЕРИСТА
(Из газеты «Сталинская трибуна» № 220 1946 г.)
Первое боевое крещение я получил под Старой Руссой в феврале 1943 года. Начал свой боевой путь пулеметчиком в лыжной бригаде. Здесь мне долго быть в боях не пришлось. На третий день наступления осколком вражеской мины был ранен в ногу и попал в госпиталь.
После выздоровления был направлен в полковую артиллерийскую школу. Здесь я крепко породнился с пушкой, приложил много усилий, чтобы стать настоящим артиллеристом.
В боях за освобождение города Орши от немецких захватчиков из своего орудия прямой наводкой я разбил четыре вражеских блиндажа. За эти бои получил орден Отечественной войны II степени.
В районе между Ригой и Митавой мне пришлось применить свои знания артиллерии.
Это было 20 августа 1944 года. Впереди, на три километра, простиралось ровное поле. Просматривая поле в бинокль, в самом конце его мы заметили кучи снопов, уложенных неуклюже. Ровно в 9 часов эти кучи ожили. Стали выходить танки, развертываясь по фронту. Было 32 танка. В эти же минуты противник из глубины открыл сильный артиллерийский огонь по нашим огневым позициям.
Во время огневого налета противника в нашей батарее отдельные расчеты вышли из строя. В расчете, которым командовал я, мы остались вдвоем, с наводчиком Боровиковым. Хороший он был солдат, смелый и бесстрашный.
Немцы, укрывшись в стальной броне, двинулись прямо на наши огневые позиции. Танки шли, ведя с ходу огонь. Впереди были «тигры». Все было у меня готово, но огня я не открывал, поджидал «тигров» ближе, чтобы бить только наверняка. Самому пришлось быть командиром орудия и наводчиком.
Подпустив ведущий танк на 300 метров, я открыл огонь. Выпустив три подкалиберных снаряда, я увидел как запылал «тигр». Задние танки, заметив мое орудие, открыли огонь. Был ранен последний мой помощник Боровиков. Я успел выпустить еще два снаряда в следующий танк. И он также запылал.
Тут справа моего орудия вывернулся другой вражеский танк и прямой наводкой разбил мое орудие. Я укрылся в щели. Не теряя времени, я переполз к другому орудию, расчет которого был выведен из строя, и начал продолжать огонь... Выпуская снаряд за снарядом, я зажег еще четыре вражеских танка.
Заметив орудие, немцы весь огонь сосредоточили на мне. Осколком снаряда я был ранен в правое плечо и левую ногу. От потери большого количества крови я ослаб. Только поздно вечером меня подобрали наши танкисты и доставили в госпиталь.
За этот подвиг я был удостоен правительством высокого звания Героя Советского Союза.
Залечив раны, я снова продолжал защищать свою Родину, завоевания Великого Октября.
И мы победили.
А. Ф. УНЖАКОВ (1946)