Найти в Дзене

Занятия и игры с тематическими карточками

Оглавление

Занятия по карточкам Домана когда-то (не так давно) были очень популярны. Их активно покупали или изготавливали самостоятельно. Родители гордо рассказывали о своих стараниях и хвастались результатами.

С детьми занимались по известному методу: показать, назвать, убрать; показать, назвать, убрать.

А потом пошло отрицание. Метод стали отчаянно критиковать. В результате имидж у карточек сложился одиозный.

Теперь в родительских сообществах часто говорят об их ненужности, бесполезности и даже вредности.

Обычное явление. Кто-нибудь создаёт тему с вопросом: «Стоит ли приобретать тематические карточки для занятий с ребенком?». Далее следует череда ответов: «Нет», «Не надо», «Зачем?», «Бессмыслица» и т.д.

Классическая методика Домана действительно не находит научного подтверждения. Американская академия педиатрии опубликовала несколько материалов по этой теме. Теория Домана характеризуется в них как устаревшая и ненаучная. Применение метода признано необоснованным — как для здоровых детей, так и для тех, кто имеет неврологические проблемы.

Но при чём здесь карточки? Тематические карточки в дошкольной педагогике применялись издавна (как наглядность, пособие, раздаточный материал), даже когда о Домане в нашей стране почти никто не знал.

Я воспринимаю наборы карточек как книжки-картинки с несшитыми страницами. Только и всего.

Их интересно рассматривать. Как и книжки. С ними можно проводить увлекательные развивающие игры.

Когда мой сын был совсем крохой, я приобрела несколько готовых наборов таких карточек. Пару комплектов изготовила сама. Мы никогда не занимались с ними по классической методике Домана. Но задействовали часто.

Наборы больших карточек (тм "Вундеркинд с пелёнок"): транспорт, овощи, природа, достопримечательности мира,
Наборы больших карточек (тм "Вундеркинд с пелёнок"): транспорт, овощи, природа, достопримечательности мира,
Маленькие карточки (та же марка): цвета, дикие животные, фрукты, домашние животные
Маленькие карточки (та же марка): цвета, дикие животные, фрукты, домашние животные
"Мебель". Делала сама
"Мебель". Делала сама
"Бытовая техника". Делала сама
"Бытовая техника". Делала сама

Расскажу, как мы играли с карточками.

1. Соотнесение предметов: одинаковых по сути, но не идентичных внешне

Этот навык требует развития. Ребенок должен узнавать предметы на картинках и находить их в реальности. Эта способность развивается сама по себе, но благодаря занятиям это происходит чуть быстрее.

Для такой игры подходят карточки с фруктами, овощами, транспортом, игрушками и др.

Когда ребёнок был совсем маленьким (от полутора до двух лет), мы обычно играли с набором карточек «Овощи».

Я раскладывала на полу карточки, рядом ставила ёмкость с игрушечными плодами. Малыш выбирал нужный овощ и клал его поверх соответствующего изображения.

-5
-6
-7

Позже мы стали задействовать и карточки из набора «Транспорт». Раскладывали их на полу и подбирали аналогичные игрушечные экземпляры.

-8
-9

Это занятие моему ребёнку и сейчас нравится в его три с половиной года. Но теперь мы его дополнительно обыгрываем.

2. Найди лишнее

Игра на логику для детей примерно от полутора и до двух с половиной лет.

Я брала несколько наборов карточек. Клала перед ребёнком три-четыре карточки из одного набора, и одну — из другого. Он должен был найти карточку, тематически отличающуюся от других.

Например, три карточки с животными и одна — с фруктом. Лишнее - фрукт. Три фрукта и одно животное, лишнее — животное. Посложнее: три домашних животных и одно дикое. Лишнее — дикое.

Лишнее - кенгуру
Лишнее - кенгуру
Лишнее - петух
Лишнее - петух
Лишнее - коза
Лишнее - коза

3. Продолжи ряд

Эта игра аналогична предыдущей и тоже развивает логику. Но алгоритм чуть иной. Взрослый выкладывает ряд из карточек одной тематической группы и просит ребёнка продолжить его. Для этого ему предлагается несколько карточек из разных наборов. Малыш должен выбрать из них только те, которые тематически вписываются в ряд.

4. Что появилось?

Эта игра служит для развития памяти и внимания. Мы начали практиковать её вскоре после года.

Я выкладывала перед ребёнком несколько карточек — сначала три, потом больше. Он запоминал. Далее я накрывала карточки большим платком и подкладывала ещё одну карточку из того же набора. Ребёнок должен был указать на неё.

Сын очень любил эту игру. Наверное, из-за накрывания платком. Ведь в этом есть элемент фокуса, волшебства. Чуть позже он тоже стал давать мне задание (подкладывать карту), а я угадывала.

5. Сортировка

Умение классифицировать — это одна из составляющих логики. Игру можно предлагать малышу с полутора лет.

Я давала ребёнку комплект карточек из разных наборов вперемешку. Он раскладывал их в несколько стопок, сортируя по теме. Овощи — в одну стопку, транспорт — в другую, обитателей воды — в третью.

6. Изучение цветов

Игру мы взяли на вооружение вскоре после года. Это, конечно, было не единственное наше занятие для изучения цветов.

Итак, набор карточек «Цвета» торговой марки «Вундеркинд с пелёнок». Ничего особенного: просто цветной прямоугольник и название цвета или оттенка под ним.

Я брала карточку, показывала, называла и просила ребёнка найти в комнате предмет такого же цвета.

Поначалу находила я, прикладывая карточку к предмету. Потом уже ребёнок сам стал включаться в поиск. Цвета он выучил очень рано. Не просто показывал по запросу, а называл, когда ему ещё и двух не было.

-13

7. Энциклопедии в карточках

Никто не назовет рассматривание картинок в книжках бессмысленным занятием. Так почему нельзя рассматривать картинки на карточках?

Я не демонстрировала ребенку карточки по методике Домана: показал, назвал, убрал. Нет. Мы рассматривали каждую карточку подолгу. Обсуждали. Я старалась рассказать что-нибудь интересное об изображенном объекте.

У тм «Вундеркинд с пелёнок» на обратной стороне больших карточек есть немного информации о предмете, приводятся факты, задания, загадки.

-14
-15

Это способствует развитию речи ребёнка и расширяет его кругозор.

Наборы «Достопримечательности», «Природа», «Обитатели воды» у нас до сих пор в ходу. Сын любит их изучать.

8. Игра на полу

Книга — это хорошо. Но её не разложишь на полу, вдоль всей комнаты. Карточки, особенно большого формата — другое дело.

Мой ребёнок любил выкладывать на пол карточки. Особенно с транспортом. Это увлекало его на какое-то время (маме в это время можно было выпить чашку чая).

Я просила его найти, например, трактор. Он находил, поднимал с пола карточку и отдавал мне. Потом я называла, например, метро — он снова искал. Так мы могли долго развлекаться.

8. Составление предложений

Это игра для хорошо говорящего ребенка. Примерно от 3 лет.

Достаем 3-4 набора карточек. Кладем стопки лицевой стороной вниз. Ребёнок берет по одной карточке из каждой стопки. Переворачивает. Теперь со словами, обозначающими изображённое на карточках, надо составить предложение. Можно вводить и другие слова.

Например, ребёнок вынул карточки с кошкой, медузой, лесом и фиолетовым цветом. «Кошка гонялась по лесу за фиолетовой медузой».

Сложное, но интересное занятие, развивающее речь и фантазию.

Ещё о наших играх:

Сюжетные математические игры для обучения малыша счёту

Блоки Дьенеша: чем они хороши и как мы с ними играем

Наши настольные игры для развития внимания

Мальчик играет только с машинками: как сделать игры с транспортом интереснее и полезнее?

Несколько наших покупных игр для развития мелкой моторики