Возвращаясь к стратегическим вопросам, точнее - к вопросам стратегии, рассматривая матрицы и Ансоффа, и Абеля, где присутствуют Рынок, Продукт, Технология, может возникнуть вопрос, а где же здесь Конкуренты?
Фирма не в одиночестве присутствует на Рынке, Продукт ее уникален в меру, да и уникальность Технологий, что уж там скрывать, тоже относительна…
М.Портер, профессор Гарварда, в 1979 предложил инструмент оценки текущей ситуации и перспектив для определения стратегии фирмы с точки зрения наличия у нее конкурентов.
Понятно, что при монополии фирма может извлечь максимум прибыли с рынка. Каждая из конкурентных сил ограничивает и(или) снижает этот потенциал.
М.Портер определил 5 конкурентных сил, влияющих на положение и будущее фирмы:
- Сила конкурентов, уже присутствующих на рынке.
Насколько они сильны? С какой скоростью растут? Как ведут себя на рынке? Какой стратегии они придерживаются? Вообще - есть ли у них стратегия? Какие “сюрпризы” могут они преподнести? - Силы новых игроков.
Насколько низок порог входа в рынок? Насколько легко появиться и развиться новым игрокам на рынке? Возможно ли появление сильных федеральных и(или) зарубежных конкурентов? Как при их появлении изменится рынок? - Силы товаров-заменителей.
Насколько наш товар (или услуга) могут противостоять риску вытеснения со стороны товаров-аналогов или товаров-заменителей? Насколько вероятность появления новых продуктов на рынке, способных изменить рыночный расклад? - Силы поставщиков.
Какая рыночная позиция у наших поставщиков? Насколько они могут диктовать нам условия отгрузки своей продукции? Как могут влиять на правила нашей торговли? На чем строятся наши отношения с поставщиком? Каковы причины и признаки, что они меняются в лучшую или худшую сторону? Как можем мы улучшить их и(или) предотвратить-исключить их ухудшение? - Силы покупателей.
Насколько могут покупатели торговаться с нами? Покупателей достаточно на рынке на наши планируемые объемы? Насколько сложно(долго или дорого) покупателям переключиться на продукты наших конкурентов? На чем строятся наши отношения с покупателями? Каковы причины и признаки, что отношения меняются в лучшую или худшую сторону? Как можем предотвратить их ухудшение?
На практике “матрица Портера” учитывается в дополнение к ранее описанным матрицам.
У малых и средних фирм чаще всего недостаточно ресурсов для всестороннего глубокого анализа всей конкурентной среды.
Пусть схема послужит хотя бы памяткой, при размышлениях над вопросами “куда и как двигаться дальше?”
--------------------------------
для дотошных: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ_пяти_сил_Портера
было ранее: МАТРИЦА АНСОФФА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
первоисточник
--------------------------------