Найти тему

ЧТО ДЕЛАТЬ С КОНКУРЕНТАМИ? (5 конкурентных сил по Портеру)

Возвращаясь к стратегическим вопросам, точнее - к вопросам стратегии, рассматривая матрицы и Ансоффа, и Абеля, где присутствуют Рынок, Продукт, Технология, может возникнуть вопрос, а где же здесь Конкуренты?
Фирма не в одиночестве присутствует на Рынке, Продукт ее уникален в меру, да и уникальность Технологий, что уж там скрывать, тоже относительна…

М.Портер, профессор Гарварда, в 1979 предложил инструмент оценки текущей ситуации и перспектив для определения стратегии фирмы с точки зрения наличия у нее конкурентов.

Понятно, что при монополии фирма может извлечь максимум прибыли с рынка. Каждая из конкурентных сил ограничивает и(или) снижает этот потенциал.

М.Портер определил 5 конкурентных сил, влияющих на положение и будущее фирмы:

  1. Сила конкурентов, уже присутствующих на рынке.
    Насколько они сильны? С какой скоростью растут? Как ведут себя на рынке? Какой стратегии они придерживаются? Вообще - есть ли у них стратегия? Какие “сюрпризы” могут они преподнести?
  2. Силы новых игроков.
    Насколько низок порог входа в рынок? Насколько легко появиться и развиться новым игрокам на рынке? Возможно ли появление сильных федеральных и(или) зарубежных конкурентов? Как при их появлении изменится рынок?
  3. Силы товаров-заменителей.
    Насколько наш товар (или услуга) могут противостоять риску вытеснения со стороны товаров-аналогов или товаров-заменителей? Насколько вероятность появления новых продуктов на рынке, способных изменить рыночный расклад?
  4. Силы поставщиков.
    Какая рыночная позиция у наших поставщиков? Насколько они могут диктовать нам условия отгрузки своей продукции? Как могут влиять на правила нашей торговли? На чем строятся наши отношения с поставщиком? Каковы причины и признаки, что они меняются в лучшую или худшую сторону? Как можем мы улучшить их и(или) предотвратить-исключить их ухудшение?
  5. Силы покупателей.
    Насколько могут покупатели торговаться с нами? Покупателей достаточно на рынке на наши планируемые объемы? Насколько сложно(долго или дорого) покупателям переключиться на продукты наших конкурентов? На чем строятся наши отношения с покупателями? Каковы причины и признаки, что отношения меняются в лучшую или худшую сторону? Как можем предотвратить их ухудшение?

На практике “матрица Портера” учитывается в дополнение к ранее описанным матрицам.

У малых и средних фирм чаще всего недостаточно ресурсов для всестороннего глубокого анализа всей конкурентной среды.
Пусть схема послужит хотя бы памяткой, при размышлениях над вопросами “куда и как двигаться дальше?”

--------------------------------
для дотошных:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ_пяти_сил_Портера
было ранее: МАТРИЦА АНСОФФА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

первоисточник
--------------------------------