Статья актуальна для педагогов в кружках и репетиторов, но и родители смогут подчеркнуть для себя в ней что-то полезное. Все советы применимы как на уроках «вживую», так и онлайн.
Родители охотно записываются на бесплатные открытые уроки. И это нормально. Когда есть масса кружков, а времени на всё нет, не отдавать же ребенка куда попало. Нужно выбирать предусмотрительно.
Именно на открытых уроках им есть на что посмотреть: как ребенок реагирует на педагога, справляется ли сам педагог, говорит по делу или нет, удается ли им наладить контакт. Все это мамы с папой учитывают. Учитывать же должен и сам учитель.
В сегодняшней статье мы расскажем вам, что такое открытый урок, какая у него цель и как вынести из него наибольшую пользу — заинтересовать ребенка так, чтобы родители согласились на индивидуальное или групповое обучение.
Открытый, или же ознакомительный урок. Что? Зачем? Как?
Итак, открытый урок (ОУ) — занятие, на котором, кроме ребенка, сидят его мама, папа, бабушка, дедушка. Слава богу, что еще без домашних животных.
На открытом уроке акцент внимания происходит не только на главном виновнике торжества — ребенке, но и на его родственниках. Очень важно, чтобы в возникшей триаде «педагог-ребенок-родители» все чувствовали себя уютно. Так что общаться нужно не только с ребятами за столами, но и с теми, кто сидит в углу и тихонько наблюдает, постоянно делая для себя выводы.
Когда родители приводят своих детей, у них уже сформированы некоторые запросы и картина, как они должны быть разрешены. Они могут по-разному формулировать свои хотелки, но от этого их цели не меняются: ребенок будет лучше учиться, станет увереннее в себе, заведет друзей, появятся мотивация и увлечения.
Главная задача педагога на ОУ — познакомиться, сформировать хорошие отношения, пригласить на индивидуальное или групповое занятие. Резюмируем научным языком: создаем идеальное первичное установление контакта.
ОУ рассчитан на новых детей. А что делают при знакомстве? Задают вопросы.
Техника «вопрос-ответ»
Все педагоги рано или поздно погружаются в аспекты психологии. Кто-то больше, кто-то меньше. От этого зависит, насколько профессиональным будет выглядеть педагог в глазах родителей и насколько приятным человеком — в глазах ребенка. Пользуясь техникой «вопрос-ответ», педагог повысит свои шансы на создание благоприятной для учебы атмосферы.
Как это выглядит?
Педагог задает любые вопросы ребенку, тот на них отвечает. Тут все просто. Не так важна тема, главное — реакция ребенка, желание и нежелание рассказывать. Притом следить нужно не что он говорит, а как.
Примеры: «что ты сегодня кушал?», «какая на улице погода?», «с кем ты сюда пришел?» и тому подобное. Это может быть всего три вопроса, ответ на который не должен длиться больше пяти минут. Это ведь не допрос, а простая беседа.
Подобная техника не нова. Первичная диагностика ребенка происходит при переходе из школы в школу (ФГОС), при начале занятий в новом кружке. В Матклассе своя система тоже есть. У детей проверяют не знания, а способности, к которым может относиться:
- многовариантное мышление (иметь и понимать разные точки зрения о процессах),
- уверенность в себе,
- умение решать задачи и сочинять свои,
- логика, устный счет, воображение, наглядные задачи
Для чего это нужно?
На открытом уроке перед педагогом не стоит цель «научить ребенка новому правилу». На то он и ознакомительный, так как педагог имеет дело не со знаниями ребенка, а с его эмоциями. А для этого еще полезно им правильно считывать.
Как ведет себя малыш, когда вы задаете вопросы. Считывать скрытые эмоции через жесты и мимику. Дети до первого класса практически не умеют скрывать эмоции.
Какие мы выделяем эмоциональные симптомы того, что ребенку неуютно:
- страхи;
- тревожность;
- тики и навязчивые действия (здесь стоит обратить внимание, что если ребенок рисует произвольные фигуры и не может объяснить, почему он их рисует, то это тоже считается за навязчивое действие);
- частая смена настроения;
- подавленность, замкнутость;
- ярость, раздражительность;
- снижение концентрации внимания.
Здесь очень важно вести к минимуму стрессовую ситуацию на ОУ, чтобы с занятия ребенок ушел счастливым и смотивированным на продолжение уроков.
По итогу диагностики на ОУ, если с ребенком получилось наладить психологический контакт, педагог понимает, с кем из детей у него получится работать и в каком режиме: индивидуальные или групповые занятия. Все педагоги разные, у всех свои приемы и свое понимание процесса. Не с каждым ребенком получится работать по стандартной схеме. Поэтому диагностика позволяет точно определить, подходит ли педагогу ребенок или нет.
На самом деле, хоть может показаться иначе, построение хорошего открытого урока — это целая наука. Не зря же педагоги Маткласса совместно проходят целые видеокурсы на эту и подобные темы.
Хотели бы и вы в таком поучаствовать? Специально для неравнодушных педагогов и репетиторов, которых заботит качество проделанной ими работы, что хотят улучшить свои навыки, мы создали «Mathclass Space».
«Mathclass Space» — это клуб, в котором профессионалы делятся советами и помогают новичкам в общем чате. Сейчас в нем доступны десятки видеокурсов, презентаций и большое количество полезной литературы.
***************************************************************************
Кликайте, чтобы попасть в «Mathclass Space»
***************************************************************************