Найти тему
Финансовая газета

Доля нефтегазовых доходов в бюджете сокращается, но страна остается «на игле»

Нефтегазовые доходы федерального бюджета являются основным индикатором углеводородной зависимости экономики России. По данным Счетной палаты, их доля в первом полугодии текущего года составила менее трети всех поступлений в казну.

Как указало контрольное ведомство в оперативном докладе о ходе исполнения федерального бюджета, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов сократилась на 13,9 процентных пункта (п.п.), составив 29,3%. А в масштабах всей экономики страны этот показатель в годовом исчислении снизился на 1,5 п.п. ‒ до 2,3% ВВП.

Из истории вопроса

К нефтегазовым доходам Министерство финансов относит поступления от НДПИ на нефть и газ, а также экспортных пошлин на энергоносители и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях.

Начиная с 2005 года доля этих доходов в российском федеральном бюджете варьировала от 36% до 51%.

Сокращать долю нефтегазовых доходов в бюджете страны Минфин планировал и ранее. Однако процесс этот рассчитывался на годы: в соответствии с действующим трехлетним законом о бюджете Российской Федерации даже к концу 2022 года на них будет приходиться больше трети поступлений в казну.

Так что же – страна наша наконец-таки «слезает с нефтегазовой иглы»? Главный аналитик компании ТелеТрейд Марк Гойхман считает, что для оптимизма пока повода нет.

«Скорее, наоборот – сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета является очередным свидетельством зависимости и уязвимости экономики и бюджета страны от этой самой “иглы”. Ведь речь идет о том, что из-за снижения цен и объемов экспорта энергоносителей сократились поступления в казну от данной сферы. В первом полугодии нефтегазовые доходы уменьшились на 35% до 2,66 трлн рублей, по сравнению с 4,12 трлн за тот же период 2019-го», ‒ отмечает эксперт, ссылаясь на материалы Счетной палаты.

Кстати, по мнению контрольного ведомства, именно данный факт нанес сильнейший удар бюджету, поскольку общий объем его доходов, составив 9,1 трлн рублей, оказался на 0,96 трлн меньше расходов.

«Можно утверждать, что именно падение нефтегазовых поступлений стало основной причиной дефицитности бюджета. Ведь ненефтегазовые доходы даже увеличились на 18,5%, или на один триллион рублей»

Стоит обратить внимание, что средняя цена на «черное золото» в период с декабря прошлого года по май нынешнего составила 43,1 доллара за баррель. А ведь годом ранее «бочка» стоила 65,2 доллара!

Правда, налоговый маневр в данном случае сыграл положительную роль для бюджета: поэтапное повышение ставки НДПИ и снижение вывозной пошлины на нефть с одновременным введением возвратного акциза на сырье, компенсирующего затраты нефтяных компаний на поставку топлива на внутренний рынок.

Как бы то ни было, но во втором полугодии аналитик ТелеТрейд ожидает повышения сумм и удельного веса доходов от продаж углеводородов.

«Выросла экспортная цена ‒ и по нефти, и по газу. Увеличивается производство и экспорт нефти, поскольку с августа повышены квоты на ее добычу по соглашению ОПЕК+. В целом по второму полугодию доля нефтегазовых доходов может вернуться с 29,3% к 35‒40% бюджета», ‒ прогнозирует Марк Гойхман.