Найти тему
Инвестиции

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Инвестиционные проекты (ИП): понятие, содержание, классификация.

В самом общем смысле инвестиционным проектом (англ. investment project) называется план вложения капитала в целях получения прибыли.

Понятие «инвестиционный проект» в отечественной литературе употребляется в двух смыслах:

• как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов);

• как система, включающая в себя определенный набор организационноправовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия (т.н. проектные материалы).

В целом, как указано в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений. При этом необходима проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Участник проекта (project participant) – лицо (юридическое или физическое), обязанное (в случае принятия им решения об участии в реализации проекта) выполнить соответствующие действия. Его интересы должны учитываться при реализации проекта. В число участников проекта могут входить инвесторы, банки, подрядчики, поставщики оборудования, оптовые покупатели продукции, лизингодатель и другие юридические и физические лица. В их число могут входить также государство и общество.

Вопрос о том, кого считать участником проекта, а кого не считать, достаточно важен. Во-первых, некоторых участников не всегда можно назвать «поименно» (скажем, конкретно указать кредитующий банк). Во-вторых, если некто назван в числе участников проекта, такое участие должно быть с ним согласовано. Чем больше участников, тем больше согласований. Мало того, каждый участник должен оценить выгодность проекта для себя, так что для каждого надо делать «свой» расчет эффективности. Наконец, если в проекте что-то поменялось, то всю процедуру придется повторять заново. Поэтому обычно стараются, чтобы число участников проекта было небольшим.