Найти тему

Основные характеристики объектива. Часть 1: фокусное расстояние.

Увлеченный фотографией человек, рано или поздно оказывается перед необходимостью выбора нового объектива. И для многих новичков это оказывается весьма непростой задачей. Чтобы помочь начинающим фотолюбителям разобраться во всем многообразии моделей, представленных на рынке, и сделать осознанный выбор, мы расскажем об основных параметрах и функциональных особенностях объективов и о их влиянии на съемку.

1. Фокусное расстояние.

Один из самых главных параметров объектива - от него зависит угол зрения, масштаб и передача перспективы в кадре, что во многом определяет визуальное восприятие вашего будущего снимка. Для большинства современных фотообъективов, фокусное расстояние указывается в миллиметрах, а вот любителям винтажной оптики, стоит повнимательнее присмотреться к оправе, так как на старых объективах этот параметр указывался и в сантиметрах.

Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше будет у него угол зрения, а значит и более протяженное пространство перед вами попадет в кадр. С ростом фокусного расстояния, угол зрения наоборот сужается, и объектив все больше «приближает» объект съемки.

По углу зрения объективы делятся на:

Нормальные – объективы с фокусным расстоянием примерно равным диагонали кадра камеры. Передают перспективу наиболее близко к тому, как ее видит человеческий глаз.

  • «Полнокадровые» камеры – от 35 до 55 мм
  • Камеры APS-C – от 25 до 35 мм
  • Камеры микро 4/3 – от 20 до 25 мм.

Широкоугольные – объективы с фокусным расстоянием меньше, чем у «нормального» объектива. Позволяют вместить в кадр больше пространства. С увеличением угла зрения перспектива передается визуально все более растянутой. Объекты расположенные на заднем плане, кажутся более удаленными, чем воспринимается на глаз.

  • «Полнокадровые» камеры – от 35мм и короче.
  • Камеры APS-C – от 28мм и короче.
  • Камеры микро 4/3 – от 17мм и короче.

Длиннофокусные или теле – объективы с фокусным расстояние больше, чем у «нормального» объектива. Позволяют получить крупные изображения удаленных объектов, и вести съемку с большим масштабом с комфортного расстояния. С уменьшением угла зрения, перспектива передается визуально все более сжатой, объекты расположенные на заднем плане, кажутся более крупными чем воспринимается на глаз.

  • «Полнокадровые» камеры – от 60мм и длиннее.
  • Камеры APS-C – от 45мм и длиннее.
  • Камеры микро 4/3 – от 30мм и длиннее.

Обратите внимание, что на камерах с разным размером кадра, одно и тоже фокусное расстояние имеет разный угол зрения. Так объектив с фокусным расстоянием 35мм, будет на полнокадровой камере широкоугольником, на APS-C камере — «нормальным» объективом, а на камере m4/3 — телевиком. Это необходимо помнить, особенно если вы делаете выбор на основе общих рекомендаций, не учитывающих технических параметров камеры. Например, распространённый совет купить 50-миллиметровый объектив в качестве наиболее универсального, будет справедлив только для владельцев полнокадровых камер.

 Углы зрения объектива с одним и тем же фокусным расстоянием на камерах с разным размером кадра. Снято на объектив ZEISS Milvus 1.4/25 ZE
Углы зрения объектива с одним и тем же фокусным расстоянием на камерах с разным размером кадра. Снято на объектив ZEISS Milvus 1.4/25 ZE

Масштаб проекции, которую создает объектив в плоскости светочувствительного элемента (матрицы, пленки) определяется только его оптической конструкцией. А вот какая часть этой проекции будет сохранена на снимке, зависит уже от размеров кадра камеры. Поэтому с уменьшением физического размера матрицы (пленки), часть изображения создаваемого объективом, обрезается (не попадает в кадр), и угол зрения объектива из-за этого также уменьшается.

Существует достаточно распространенное заблуждение, что на объективах для “неполнокадровых” камер указываются какие-то “пересчитанные” значения фокусных расстояний. Это не так. Фокусное расстояние зависит только от оптической конструкции объектива, и никак не связано с размером кадра камеры. Наиболее любопытные читали могут в этом легко убедиться, сняв объектив с камеры, и спроецировав изображение на любую ровную светлую поверхность. Поэтому на оправе объектива, как и в документации подавляющего большинства моделей, указываются реальные значения этого параметра.

Изменение угла зрения объектива с одним и тем же фокусным расстоянием в зависимости от размера кадра камеры.
Изменение угла зрения объектива с одним и тем же фокусным расстоянием в зависимости от размера кадра камеры.

Чтобы было проще сопоставить характеристики объективов, выпущенных для разных форматов кадра, используют условный коэффициент – кроп-фактор (от англ. Crop — обрезать, кадрировать). Он позволяет определить, насколько изменится угол зрения объектива, при использовании его на камере с другим размером кадра. Наиболее часто используется кроп-фактор для сопоставления объективов с «полным кадром» *. Для большинства камер с «неполным» кадром, значение кроп-фактора указывается в технических характеристиках и инструкции по эксплуатации.

В случае необходимости, кроп-фактор можно рассчитать и самостоятельно. Для этого достаточно разделить диагональ кадра камеры, на диагональ матрицы камеры с другим размером кадра, или если камеры имеют одинаковое соотношение сторон, то для расчета можно использовать ширину или высоту сенсора.

Например, необходимо рассчитать кроп-фактор для APS-C камеры с размером матрицы 23,5 x 15,6 мм (диагональ ≈ 28,21 мм) по отношению к “полному” кадру (размеры 24 х 36 мм, диагональ ≈ 43,3мм). Разделим 43,3 мм на 28,21 мм, получившиеся значение 1,53 это и будет кроп-фактор APS-C камеры. Теперь если нужно узнать какому “полнокадровому” объективу по углу зрения будет соответствовать объектив ZEISS Touit 1.8/32 X на APS-C камере, достаточно умножить его фокусное расстояние на кроп-фактор (32х 1,53 ≈ 50). Соответственно, объектив ZEISS Touit 1.8/32 X на камере APS-C будет иметь такой же угол зрения, как объектив с фокусным расстоянием 50 мм на "полнокадровой" камере.

* «Полный кадр» – цифровая камера с размером матрицы 24 х 36 мм, как у кадра наиболее распространённого во второй половине ХХ века фотоматериала – 35-мм фотоплёнки.

Термин APS также изначально относился к фотопленке. Так назывался инновационный формат 16,7 x 30,2 мм, который анонсировали в 1996 году. В цифровую эпоху, это название перешло к цифровым камерам с размером матрицы от 27,9 х 18,6 мм до 22,3 х 14,9 мм.

m4/3 – стандарт, разработанный компаниями Olympus и Panasonic для компактных цифровых камер со сменной оптикой. Размер кадра – 17,4 x 13 мм.

В зависимости от оптической конструкции, объективы имеют постоянное или переменное фокусное расстояние.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием серии ZEISS Touit
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием серии ZEISS Touit

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, или как их еще называют на фотосленге "фиксы". Разработчики таких объективов сталкиваются с меньшим количеством ограничений, что позволяет создавать более сбалансированные оптические системы. Поэтому при сопоставимом классе оптики, они имеют более качественное изображение, и высокую светосилу, чем у объективов с изменяемым фокусным расстоянием. Последнее, особенно заметно на «полнокадровых» камерах. В большинстве случаев фиксы меньше и легче в сравнении с зум-объективами.

Для изменения масштаба съемки при использовании объектива с фиксированным фокусным расстоянием, требуется перемещение камеры в пространстве.

Объектив с переменным фокусным расстоянием ZEISS CZ 28-80/T2.9
Объектив с переменным фокусным расстоянием ZEISS CZ 28-80/T2.9

Зумы (от англ. Zoom) – объективы с изменяемым в некоторых пределах фокусным расстоянием. В зависимости от диапазона изменения, зумы могут быть широкоугольными, длиннофокусными, или универсальными (фокусное расстояние меняется от широкоугольного до теле диапазона). Обратите внимание, что кратность зума, характеризует только отношение крайних значений фокусных расстояний объектива, а не масштаб съемки. Например, объективы ZEISS CZ T2,9/28-80 и ZEISS CZ T2,9/70-200 имеют примерно одинаковую кратность зума — 2,8, а вот масштаб съемки с одной точки у них разный.

Одно из главных преимуществ зумов — возможность вести съемку с одной точки с разным масштабом, и углом зрения, без необходимости замены объектива. Это очень актуально для ситуаций, когда фотограф ограничен в движении, или требуется съемка быстро перемещающегося объекта на разных фокусных расстояниях, или в условиях, когда замена объектива может привести к попаданию большого количества грязи и влаги на матрицу.

Из-за более сложной оптической конструкции, светосила зум-объективов в среднем ниже, чем у аналогичных им по классу объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Оптические характеристики зумов также проигрывают фиксам, а их значения неравномерны по всему диапазону фокусных расстояний. Во многих моделях зумов, особенно бюджетных, светосила отличается для крайних значений фокусных расстояний

Очень часто начинающие фотографы, использующие зум-объективы, поддаются искушению его универсальности. Они неподвижно стоят в одной случайно выбранной точке, и используют оптическое увеличение , вместо того, чтобы обдумано выбирать расстояние до объекта съемки. Меняя точку съемки, вы меняете и перспективу в кадре, которая напрямую зависит от расстояния до снимаемого объекта. Поэтому фиксы, лучший выбор для всех, кто хочет по-настоящему научиться фотографировать, осознанно выбирать объектив для конкретной задачи, и видеть будущий кадр еще до съемки.

Продолжение следует.