Это вторая часть статьи на тему лексической избыточности, тот случай, когда мы не просто «позволяем себе лишнее», но и делаем свою речь примером безграмотности. Не самое приятное ощущение. Поэтому давайте кое-что запомним.
Слишком много слов
Неожиданный сюрприз — ошибочно. Верно: сюрприз.
Сюрприз — это и есть нечто неожиданное: подарок, событие, известие. Сообщать об этой неожиданности дважды нет необходимости.
Ответная реакция — ошибочно. Верно: реакция.
Вспомните, реакция всегда бывает на что-то, она не существует сама по себе, поэтому она уже ответ на какое-то действие.
Полный аншлаг — ошибочно. Верно: аншлаг.
Аншлаг — это объявление у кассы театра (цирка, кинотеатра и т.п.) о том, что все билеты проданы. В переносном значении часто употребляется как до отказа заполненное людьми пространство. Теперь подумаем, может ли аншлаг быть не полным? Нет. Так зачем же упоминать об этом дважды?
Прейскурант цен — ошибочно. Верно: прейскурант.
Прейскурант — это справочник цен; прайс-лист. Из двух слов, «прейскурант» и «цены», придётся выбрать какое-нибудь одно.
Природный инстинкт — ошибочно. Верно: инстинкт.
Инстинкт — это врождённая способность, то, что заложено природой. Следовательно, он всегда природный. А если так, то зачем повторять?
Присниться во сне — ошибочно. Верно: присниться или увидеть во сне.
Слово «сон» неслучайно имеет два значения: одно — состояние покоя и отдыха, второе — видения, приходящие в этом состоянии. Мы видим сны исключительно во время сна.
Рацион питания — ошибочно. Верно: рацион.
Рацион — это порция и состав пищи или корма на определённый срок. При употреблении данного слова речь всегда идёт о питании.
Сервисное обслуживание — ошибочно. Верно: сервис или обслуживание.
Здесь тоже придётся выбрать что-то одно, потому что сервис — это и есть обслуживание.
Кстати, кто не читал первую часть, читайте! Она здесь.