Эта девочка родилась в знатной и богатой семье и при рождении была наречена популярным в 17 веке именем «Прасковья». Имя это греческого происхождения и буквально означает «пятница», именно так звали христианскую мученицу 3 века.
И маленькой Прасковье Илларионовне предстояло прожить трудную и наполненную многими лишениями жизнь.
Ее отец Илларион Лопухин занимал видную должность при дворе царя Алексея Михайловича, и именно на его дочь обратила внимание опальная царица Наталья Кирилловна из рода Нарышкиных, которая искала жену для своего 17-летнего сына Петра.
Неизвестно, почему будущей невесте выбрали другое имя и отечество. Скорее всего, потому что женой брата Петра царя Ивана была Прасковья, а, возможно, потому, что имя «Прасковья» не понравилось матери Петра.
Так или иначе, Прасковья стала Евдокией (в переводе с греческого «благоволение»), а отчество ей поменяли на Федоровну в честь иконы Федоровской Божией матери, которая почиталась как покровительница рожениц. Перед 20-летней невестой ставилась одна важнейшая задача: рожать сыновей царю Петру, тем самым укрепляя род Романовых и власть молодого государя.
С этой миссией Евдокия справилась, родив мужу царевичей Алексея, Александра и Павла (существование последнего историки ставят под сомнение). Из сыновей до совершеннолетия дожил только царевич Алексей.
Несмотря на традиционное домостроевское воспитание, молодая жена царя не отличалась кротким нравом. Она была упряма и самолюбива.
Ее родственник Борис Куракин так описывает Евдокию в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»: «Была лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась».
Спустя некоторое время после свадьбы Петр увлекается немкой Анной Монс, а с законной женой поддерживает, скорее, формальные отношения.
Спустя 8 лет после свадьбы Петр настойчиво требует от жены уйти в монастырь, а когда та не соглашается на добровольный постриг, отправляет ее насильно в Суздальско-Покровской монастырь, куда задолго до него русские цари и вельможи ссылали своих нелюбимых жен.
Монастырь, однако, не сломил 29-летную Евдокию. Она твердо выступает против монашества, и даже архимандрит обители отказывается совершать насильственный постриг, за что получает наказание от Петра. Царицу все-таки делают монахиней, вновь меняя ей имя. Теперь она становится Еленой. Причем ее бывший супруг отказывает жене даже в содержании, в итоге материально поддерживала Елену-Евдокию только семья Лопухиных.
Однако монашество было неприемлемо для Евдокии, через полгода она сбрасывает с себя иноческие одежды и начинает тайно от царя жить мирянкой.
В 1710 году начинается роман Евдокии и майора Степана Глебова, который, согласно некоторым источникам, был знаком с ней еще с детства. Влюбленные вели переписку.
Изучая эти письма, можно увидеть несчастную царицу как женщину эмоциональную и сильную. Своему возлюбленному она пишет: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя, знать уже злопроклятый час приходит, что мне с тобою разставаться. Лучше бы мне, душа моя с телом разсталась. Ох! свет мой!…Как мне на свете быть без тебя! Как живой быть! И так Бог весть, каково ты мне мил! Уже мне нет тебя милее, ей Богу. Ох, любезный друг мой, за что ты мне таково мил! Носи, сердце мое, мой перстень, меня люби, а я такой же себе сделала…. а тебя до смерти не забуду; никогда ты из разума не выдешь. Ты, мой друг, не забудешь ли меня, а я тебя ни на час не забуду…»
В 1718 году Петр, ведя дело сына Евдокии царевича Алексея, привлекает к нему и свою бывшую супругу. Так устанавливается факт связи Евдокии и Глебова. Майора, который до последнего защищает честь Евдокии, подвергают не_челове_ческим пыmкам, а потом сажаюm на к0л на Красной площади. Глебов ведет себя необыкновенно мужественно. Евдокию же заставляют в течение 14 часов смотреть на страдания своего возлюбленного.
Ка3ни подвергают всех, кто был ей близок: родственников, друзей, вплоть до монахинь и священников, которые позволили ей снять иноческие одежды. В том же году в крепости умирает ее единственный сын Алексей.
Саму Евдокию по приговору подвергают публичному нака3анию кнутом и ссылают под строгий контроль в дальний монастырь на Старой Ладоге, где содержат как государственную преступницу.
После смерти Петра в 1725 году ее переводят в Шлиссельбургскую крепость, где держат в строжайшем заточении, так как страной управляет вторая жена императора Екатерина, чьи права на престол были весьма сомнительны.
Освобождают Евдокию только 1727 году, когда на трон восходит ее внук – 11-летный сын царевича Алексея Петр II.
Она возвращается в Москву и впервые знакомится со своими внуками: Натальей и Петром. Петр повелевает предоставить ей двор и содержание и именовать «государыней-бабушкой».
Евдокия пытается баловать внуков, но они не готовы к столь тесному общению с ней.
Однако эту женщину ждали новые удары судьбы: в 1728 году умирает ее внучка Наталья, а спустя 2 года юный царь Петр. Евдокия понимает, что с его смертью окончательно погибают все ее надежды.
Есть легенда, что ей предлагали престол, от которого она отказалась в пользу племянницы Петра Анны Иоанновны.
Прасковья-Евдокия-Елена скончалась в 1731 году. Она пережила своего жестокого мужа, любимого ею Глебова, сыновей, внуков. Перед смертью сказав тем, кто был с ней рядом: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».
Ее похоронили в Новодевичьем монастыре.
Однако в народной памяти образ несчастной царицы сохранился на долгие годы. Спустя 18 лет после кончины Евдокии в 1748 году близ Калуги в сельце Тинькове был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии названный Калужским. «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожем с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».