Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Все о Магуа. Прошлое, имя, внешность, тату, оружие

Оглавление

Магуа - главный "злодей"фильма 1992 года "Последний из Могикан, снятый по сюжету одноименного романа Д.Ф. Купера. При первом просмотре фильма и чтении книги, особенно в детском возрасте, этот герой вызывает чувство резкой антипатии. Но с возрастом начинаешь понимать, что вообщем-то он вел себя вполне логично и справедливо в соответствии с мировоззрением коренного жителя Америки.

В этой статье я собрал воедино все факты о Магуа, которые счел нужным нам сообщить Фенимор Купер, для этого пришлось проверить 191 упоминание имени гурона в издании на английском языке. Описание оружия, одежды и татуировок Магуа основано на самой лучшей экранизации романа - фильме"Последний изМогикан" 1992 года.

Прошлое Магуа

По собственным словам Магуа он "родился вождем и воином среди красных гуронов озер". В 18 веке гуроны (виандоты) делились на западных и восточных. Западные жили в районе Великих озер - большая деревня у форта Детройт (на одноименной реке между озерами Гурон и Эри), и небольшой анклав у форта Мичилимакинак (пролив Макино между озерами Гурон и Мичиган)

Восточные гуроны жили в деревнях при христианских миссиях Лоретт и Вендак в Нижней Канаде. По понятным причинам эти деревни не подходят для родины Магуа.

Магуа и Кора, дочь полковника Манро, именно из их диалога мы узнаем большинство подробностей о прошлом гурона
Магуа и Кора, дочь полковника Манро, именно из их диалога мы узнаем большинство подробностей о прошлом гурона

Магуа вспоминал, что увидел "канадских отцов" только в 20 лет (ошибка Купера, гуроны очень плотно контактировали с французам), именно тогда он пристрастился к алкоголю и "стал негодяем", т.е. совершил какой-то мерзкий поступок, за который был изгнан из племени. при этом у Магуа остались жена с ребенком, которая за время его отсутствия повторно вышла замуж.

Индейцы под воздействием спиртных напитков полностью теряли над собой контроль, членовредительство и убийства были нормой во время коллективных пьянок. За это из племени не изгоняли.

Скорее всего Магуа, чтобы добыть побольше мехов для обмена на французский бренди, совершил какой-то бесчестный поступок по отношению к племени оджибве (чиппева). Косвенно об этом свидетельствует шрам на груди, о котором поведал сам Магуа.

Когда чиппевеи привязали Магуа к столбу и нанесли ему вот эту рану, гурон смеялся им в глаза, говоря, что только женщины способны так нежно колоть.
-2

Виандоты и оджибве открыто не враждовали друг с другом в 18 веке, а наоборот были в союзе с французами. Воинов этих двух племен часто можно было встретить в совместных военных походах. Например, при осаде форта Уильям Генри во франко-индейской армии насчитывалось около 50 гуронов и 300 оджибве.

После изгнания из племени, Магуа...

побежал по берегам озер и последовал за их стоком в «город пушек». Там он охотился и ловил рыбу, пока люди снова не погнали его через лес в объятия его врагов. Вождь, который родился гуроном, наконец стал воином среди могавков!

Карта миграции виандотов/гуронов. Получается,что Магуа проделал обратный путь от долины Огайо до Квебека.
Карта миграции виандотов/гуронов. Получается,что Магуа проделал обратный путь от долины Огайо до Квебека.

"Город пушек". В одном из переводов, я встречал сноску, что "город пушек" это форт Тикондерога, он же форт Карильон. Но я склонен думать, что это город Квебек, столица французской Канады. Укрепления Квебека в 1751 году имели 350 артиллерийских позиций, правда было установлено всего 170 орудий, но по моему этого более чем достаточно, чтобы Квебек мог называться "city of cannon".

"Пока люди снова не погнали его через лес ". Для индейца "люди" это не общее определение для Хомо Сапиенс, а его соплеменники, все остальные это "не люди", а враги или в лучшем случае "говорящие непонятно, с другого берега озера".

Отсюда вывод. Магуа пошел к французским поселениям на реке Св.Лаврентий, т.к. его там никто не знал и было легче обменять продукты охоты и рыболовства на выпивку. Но, либо местные гуроны из миссии Лоретт, либо его бывшие соплеменники пришли из Детройта, и прогнали Магуа и тот вынужден был бежать к могавкам - самому восточному ирокезскому народу из Союза шести племен.

 Магуа "родился вождем и воином среди красных гуронов озер"
Магуа "родился вождем и воином среди красных гуронов озер"

Ирокезы вообще охотно принимали в свои ряды иноплеменников,чтобы восполнить потери от войн и эпидемий. Поэтому после проверки и испытания, Магуа вполне легко натурализовался среди могавков, став членом этого племени, тем более,что с конца 17 века былая вражда между гуронами и ирокезами утихла, они считали себя родственными народами с одинаковыми традициями и культурой.

Когда началась война между французами и англичанами за обладание колониями в Северной Америке (1754-1763), Магуа " нанес удар по военному столбу могавков и выступил против своего народа". В дальнейшем он попал в отряд полковника Манро (подполковника в реальной истории), где его высекли за нарушение воинской дисциплины, Магуа напился и заявился в пьяном виде в "хижину Манро".

Если брать реальную историю, то Манро прибыл в Америку в качестве командира 35-го королевского пехотного полка в июне 1756 года. С июля по ноябрь 1756 года полк был в составе армии генерала Лоудона и стоял лагерем возле форта Уильям-Генри. 35-ый полк вернулся на зимние квартиры в Олбани, а в марте 1757 года сменил гарнизон Уильям-Генри из солдат 44-го пехотного. Никаких активных действий до августа 1757 года полк не вел.

Именно с июля по ноябрь 1756 года и мог произойти случай, о котором нам поведал Магуа. Вынужденное бездействие всегда ослабляет дисциплину, а порка розгами была стандартным наказанием за провинность в британской армии.

Очевидно,что после этого случая Магуа не только затаил кровную обиду на Манро, но и сумел переметнуться на строну французов. Фильм 1992 года дает нам более глубокую и справедливую причину ненависти Магуа к Манро. Полковник захватил и сжег его деревню. а самого Магуа отдал в рабство к могавкам.

О дальнейших действиях гурона с 1757 года мы узнаем из романа, и их нет необходимости здесь перечислять.

Примеры для подражания

Если бы Магуа, существовал на самом деле, он бы наверняка, будучи мальчишкой, заслушивался рассказами стариков о деяниях вождя гуронов-вендат Кондиаронка, а может бы и числил его среди своих предков.

Подробнее можете прочитать в статье "Вождь гуронов Крыса, прожил жизнь как Змей, хоронили как Льва".

-5

Имя

Имя Магуа не гуронское, а имеет алгокинское происхождение. Переводится оно, как "гагара". Под этим названием некоторое время существовал пиджин-диалект (франко-алгонкинский) в долине реки Св.Лаврентия. Также есть мнение, что Магуа или Маква это распространенное среди алгонкино-говорящих племен прозвище могавков.

Прозвище "Хитрый Лис" в оригинале романа везде упоминается под французским названием "Le Renard Subtil" или просто "Le Renard", т.е. Лис, прилагательное " Subtil" имеет множество значений - проницательный, изощренный, тонкий, проворный, хитрый и т. п.

Это имя дали Магуа его "канадские отцы", и он предпочитал его, а не родовое имя. Вполне возможно,что прозвище он заслужил за характер, подобный коварным и хитрым повадкам лисицы. У меня есть версия, что имя имеет и презрительно-ругательное значение.

Le Renards - Лисы, так французы назвали племя месквоки с берегов озера Мичиган. С 1716 по 1736 год эти индейцы были главной головной болью французов в регионе Великих Озер. Вполне возможно,что слово Лиса стало нарицательным среди белых канадцев. Как, пример, жители Квебека называли жителей Монреаля волками, и это прозвище не было почетным, а наоборот презрительным.

Внешность

Магуа не выделяется ни большим ростом, ни какими либо другими физическими особенностями.Главное его оружие это ум. В начале романа он носит обычный наряд туземца живущего подле белых - мокасины, леггинсы, набедренную повязку и накидку из ситца.

В конце книги Магуа "вернулся в свой старинный костюм, на выделанных шкурах, из которых состояла его одежда, было нанесено очертание лисы", Таким образом, Купер в лишний раз подчеркнул возвращение "Хитрой Лисицы" в дикое состояние.

-6

Если обратится к историческим воспоминаниям, то вот как говорит о одежде индейцев Великих Озер Петер Кальм (шведский естествоиспытатель и ученный) в 1749 году:

Куски белой ткани или грубого не разрезанного материала. Индейцы постоянно носят такую ткань, обвивая ею свои тела. Иногда они перекладывают его на плечи, а в теплую погоду они скрепляют материю вокруг талии, а в холодную погоду укрываются им с головой. И их мужчины, и женщины носят эти куски ткани, которые обычно имеют несколько синих или красных полос по краю.
Синяя или красная ткань. Из этого материала индейские женщины делают юбки, которые доходят только до колен. Обычно они выбирают синий цвет.
Рубашки и нижнее белье. Как только индеец, мужчина или женщина, надевает рубашку, он (или она) никогда не стирает ее и не снимает, пока она полностью не изнашивает.
Куски ткани, которыми они оборачивают ноги вместо чулок, как это принято у русских.
Серьги разных размеров, чаще всего из латуни, а иногда из олова. Их носят как мужчины, так и женщины, хотя в целом они не пользуются популярностью.
Вампум, или как его здесь называют, фарфор. Он сделан из особого вида ракушек и превращен в маленькие короткие цилиндрические бусины и служит индейцам для денег и украшений.
Стеклянные бусины небольшого размера, белого или другого цвета. Индейские женщины умело украшают ими ленты, сумки и одежду.

Если брать каноничный видеобраз Магуа из фильма 1992года "Последний из Могикан", где коварного гурона сыграл 42-тний Уес Стьюди, то к созданию одежды и аксессуаров костюмеры со всем тщанием.

-7

Леггинсы и набедренная повязка из черной материи, скорее всего саржа, у лесных индейцев этот цвет был третьим по популярности после синего и красного. Впрочем не забыт и синий, из сукна этого цвета сделано одеяло Магуа. Леггинсы, набедренная повязка и одеяло украшены красными лентами, все как описывали современники.

Они пришивают к нижней части одежды дюжину полосок из желтой, красной или синей ленты и английского кружева, оставляя пространство в ширину ленты между каждой полосой. На конце каждой полосы оставляют свисающую ленту длиной в 3-4 дюйма. Верхнюю часть одежды они покрывают круглыми серебряными бляшками диаметром в дюйм. Пьер Пушо, французский офицер, воевал в Канаде с англичанами в 1756-1761 гг.

Оружие

Ф. Купер в своем романе не очень тщательно подошел к описанию оружия Магуа, он лишь отмечает, что " у туземца были и томагавк, и нож своего племени". В отличии от писателя создатели фильма 1992 года расширили наши знания об арсенале Магуа.

Ружье Магуа было скопировано с ружья из коллекции Колония Вильямсбург, созданного оружейником Бамфордом в Лондоне примерно в 1750-1760 годах.Это классическое, гладкоствольное ружье с кремневым замком для торговли с индейцами Оно имеет 48-дюймовый ствол (122 см) 24 калибра ( .58 или 14,7 мм). Приклад и ложе изготовлены из бука, как и оригинал.

Томагавк Магуа, тоже имеет реальный прототип. Изготовитель ножей Дэниел Винклер в интервью 1993 года изданию BDLADE рассказал, что весь дизайн был скопирован с экспоната в нью-йоркском музее франко-индейской войны (1754-1763гг.).

Нож Магуа. Лезвие ножа представляет из себя лезвие обычного ножа мясника, десятками тысяч продававшихся/ дарившихся индейцам. В последствии белые торговцы присвоили ему название скальпирующего, чтобы различать от других типов ножей.

Этот нож был изготовлен мастером Рэндаллом Кингом. Если лезвие ножа напоминает лезвия реальных индейский клинков, то голова медведя на конце ручки из темного клена, целиком заслуга Кинга.

Татуировки

Напоследок хотелось бы рассказать о татуировках Магуа, в книге о них не упоминается, а фильме 1992 года гримеры сочли нужным нанести на предплечья "спиралевидные линии", которые заканчиваются "зубами волка", не доходя до локтевого сустава. А на правой стороне черепа нанесена маленькая змейка.

-11

Сегодня нам очень мало известно о значениях татуировок индейцев Востока Северной Америки. Про тату на руках пишут, что это для того, чтобы придать им силы и ловкости, но это не точно. А вот змейка на голове это личный дух защитник - маниту, такие рисунки часто наносили индейцы из Союза ирокезов, бывало,что и не по одному.

-12

На рисунке сверху вы можете увидеть личную подпись Тан На Эдсиса, воина из племени сенека, в бухгалтерской книге Эверта Венделла, торговца из Олбани. Сделка была совершена 13 августа 1706 года, и ирокез расписался, нарисовав пиктограмму рядом со своим заказом.

Подпись это копия татуированных рисунков с лица, шеи и груди Тан На Эдсиса. Согласно с этнографическим исследованиям они включают в себя змеиного маниту (совсем как у Магуа в фильме), и серию птичьих маниту, идущих вдоль линии волос, и другие отметки, значение которых пока не разгадано.

В заключении, конечно же хочу всем посоветовать фильм, если не смотрели , и читать книгу, если не читали.

Подписывайтесь на публикации канала Фронтир и Дикий Запад в Телеграме и ВКонтакте.

Вас также могут заинтересовать мои статьи на темы и события, о которых я упоминал выше, или же они связаны с бессмертным произведением Д.Ф. Купера: