Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Война с Лисами. Кто после ирокезов стал главной проблемой Новой Франции

Оглавление

4 августа 1701 года Новая Франция (Канада) в значительной степени избавилась от многолетнего ужаса со стороны Союза ирокезов. Монреальский мир, заключенный в эту дату, гарантировал нейтралитет всех ирокезских племен в англо-французских отношениях и прекращал ирокезский террор союзных Франции племен.

В результате войны Новой Франции с ирокезами была свернута вся западная меховая торговля французов, а многие французские индейские союзники ушли с насиженных мест подальше от ирокезской угрозы. Все торговые посты французов на Великих Озерах и далее на запад были покинуты в 1696 году.

Пока о Монреальском мире 1701 года еще никто и не подозревал, во Франции с 1697 года с проектом основания нового форта на реке Детройт между озерами Эри и Гурон, ошивался Антуан де ла Мот сеньор де Кадиллак. Королевское разрешение на постройку форта было получено в 1700 году, в т.ч. благодаря покровительственному отношению к Кадиллаку французского канцлера Понтшартрена.

Кадиллак очень во время вернулся в Канаду. В Монреале с начала лета шли переговоры между Францией, ее союзниками и Союзом ирокезов. Не дожидаясь результатов переговоров, Кадиллак отправился к реке Детройт, где 23 июля 1701 года основал Форт Понтшартрен дю Детройт.

Карта расселения индейских племен в районе Великих Озер
Карта расселения индейских племен в районе Великих Озер

Форт и склады для товаров были построены, но в окрестностях не было ни одного мало мальски значимого индейского населения, с кем бы можно было торговать. Дело в том,что в результате "бобровых" войн местные индейские племена подались далеко на запад и север, чтобы укрыться от ирокезских набегов.

Требовалось заселить местность, и Кадиллак пригласил своих старых знакомых с озера Мичиган и Верхнее - гуронов, оттава, потаватоми и оджибве. Очевидно, были преподнесены соответствующие дары и даны обещания по снабжению лучшими товарами по приемлемым ценам. В итоге в долину Детройта переселилось около 6000 индейцев.

Форт Понтшартрен в 1701 году
Форт Понтшартрен в 1701 году

В теории форт Детройт должен был ограничить проникновение англичан из долины Огайо к северным и озерным алгокинским племенам. О том, что некоторые из их союзников прощупывают через ирокезов связи с англичанами, французы были прекрасно осведомлены. В частности, такие переговоры вели оттава.

Еще одной больной точкой для французской меховой торговли был залив Грин-Бей на озере Мичиган. Впадающая в него река Фокс была частью самого короткого пути от Великих Озер до реки Миссисипи. В этом регионе обосновалось племя Месквоки ( мескв. - Люди красной земли, фр.- Les Renards и англ. Fox - Лисы, оджибве - Утагами - люди с другого берега) и их союзники племена - сауки, кикапу, маскутен и виннебаго.

Лисы, по мнению французов, вели себя отвратительно. Контролируя портежи (волоки) на реке Фокс, они требовали с французских купцов и торговцев подарков и оплаты за проезд. К тому же французы торговали с восточными сиу, врагами фоксов, и это им очень сильно не нравилось. Случались и инциденты с применением насилия, но до полномасштабной войны пока не доходило.

Семья Месквоки (Лис), около 1781 года
Семья Месквоки (Лис), около 1781 года

Лисы в курятнике

Чтобы попытаться наладить отношения, а возможно, отвлечь внимание от торговли с сиу, французы предложили племенам из Грин Бэй основать свои деревни у Детройтеа.

Весной 1712 года две большие группы Лис под предводительством Ламимы, вождя мира, и Пемаусса, вождя войны, вместе с группой маскутенов под руководством выдающихся вождей Кисиса и Уабиманиту («Белого духа») основали деревни вблизи французского поселения.

Одна из новых укрепленных деревень Лис находилась всего в 20 метрах от палисада форта Понтшартрен. К этому времени Кадиллак был переведен губернатором в Луизиану, оставив форт под командованием Дюбюссона, неопытного офицера, у которого почти не было гарнизона.

Расположение индейских селений у Детройта
Расположение индейских селений у Детройта

Поскольку большинство индейских союзников французов все еще не вернулись с зимней охоты, Лисы и Маскутен воспользовались этой возможностью и начали терроризировать французов и их индейских союзников «оскорблениями» и убийством домашней скотины, которая по обычаю колонистов свободно паслась в окрестных лесах.

Здесь нужно объяснить такое наглое поведение Лис. Дело в том, что до середины 17 века земли в долине реки Детройт были их Родиной, откуда Месквоки были вынуждены бежать под давлением ирокезов. Поэтому они считали французов и их союзников пришлыми чужаками, которые топчат исконную землю Мексвоки.

Наших бьют

В какой-то момент до "беспредельщиков" дошли вести о том, что прошлой зимой была полностью вырезана деревня маскутенов на реке Сент-Джозеф. Нападение произвели Сагуина, военный вождь оттава, и его коллега из потаватоми Макисабе. В результате нападения на деревню было убито более 150 человек.

Возмущенные, Лисы и Маскутены захватили заложников из детройтских оттава, и угрожали их убить, а также напасть на французов, союзников оттава и потаватоми. Дюбюссон быстро разослал скороходов, чтобы ускорить возвращение своих алгонкинских союзников. Вскоре к Детройту прибыл Макисабе с шестьюстами воинами.

Лиса в норе

Прибыл и Сагуина с местными Оттавами и Гуронами, а также воинами Иллинойса, Миссури и Осейджа под руководством вождя Иллинойса Маковандели. Лисы и Маскутены были немедленно загнаны в свой «форт». Французы предоставили своим спасителям порох и свинец. Укрепления лис оказались в полной блокаде и осажденные начали отчаянно нуждаться в еде и воде.

Тем не менее, Лисы вывесили красные знамена над палисадом своей деревни и размахивали ими, крича, что они покраснеют от крови врагов. Кроме этого, они пытались вести агитацию среди осаждавших их индейцев, призывая присоединиться к ним и англичанам против французов.

Одно из самых ранних изображений Месквоки , выполнено акварелью в Квебеке в 1730 году. Надпись под иллюстрацией гласит, что здесь изображен воин Лис, грозы всех племен из-за отваги и скорости в 25/30 лиг в день на подножном корме. Лисы имеют 400-500 воинов, разделенных на 3-4 деревни. Т.к. Франция воюет с ними, то  все племена встали против Когда у них есть рубашка, они носят ее когда дерутся.  Конкретно этот Лис был взят в плен Майями, продан французам,как раб и скончался в 1732 году.
Одно из самых ранних изображений Месквоки , выполнено акварелью в Квебеке в 1730 году. Надпись под иллюстрацией гласит, что здесь изображен воин Лис, грозы всех племен из-за отваги и скорости в 25/30 лиг в день на подножном корме. Лисы имеют 400-500 воинов, разделенных на 3-4 деревни. Т.к. Франция воюет с ними, то все племена встали против Когда у них есть рубашка, они носят ее когда дерутся. Конкретно этот Лис был взят в плен Майями, продан французам,как раб и скончался в 1732 году.

Осада затянулась, и Лисам, пришлось "рыть себе норы", чтобы укрыться от вражеских стрелков, которые обустроили вокруг укрепления платформы, и держали с них под обстрелом из мушкетов всю площадь вражеской деревни. Французы достали из арсенала две мортирки и устроили такую веселую жизнь коварным Лисам и маскутенам, что те сменили красные флаги на белые.

Из укрепления вышел военный вождь Лис Пемаусса и попросил перемирия, чтобы дать время рассмотреть возможные варианты. Он подкрепил свою просьбу, предложив вернуть трех женщин-заложниц из племени оттава, взятых до появления французских союзников. Одной из этих женщин была жена военного вождя Сагуина.

Принимая заложников, Дюбюссон сказал коварной Лисице, что

если бы ты сожрал ту плоть, что в моей власти, и которую ты привел ко мне, ты уже был бы покойником.

Военный вождь Иллинойсов Маковандели, выступая от имени всех индейцев, упрекнул Лисов:

Вы - собаки, которые всегда кусали их (французов)! Вы никогда не были благодарны за преимущества, которые вы получили от французов!»

Предложение о перемирии было отклонено, Лисы и Маскутены вернулись в свое укрепление и осада возобновилась.

Лисьи хитрости

Прошло еще четыре дня осады, и попыток подобраться к логову Лис, схватки были настолько жаркими, что иногда осажденные выпускали от двухсот до трехсот стрел одновременно.

Лисы сопротивлялись, как могли и шли на разные хитрости. Некоторые из стрел были обмотаны горючим материалом и подожжены, а к другим были прикреплены маленькие пороховые заряды с фитилями. Сделанная на коленке "индейская артиллерия" оказала самый впечатляющий эффект на соломенную крышу форта Понтшартрен.

С запасами продовольствия было туго, не только у осажденных, но и у французов, вынужденных кормить своих индейских союзников. Когда французская пайка начала истощаться, индейцы пригрозили уйти. Это вызвало настоящую панику среди французов.

Дюбюссон стал прорабатывать молодых военных вождей и главных воинов, что те твердо стояли на защите французского дела. Для достижения своей цели, комендант лишил себя последней рубашки, чтобы одарить индейцев. Позже он сообщал губернатору Водрею:

Вы знаете, сеньор, что нельзя быть скупым с дикарями.

На общем совете Дюбюссон попытался пристыдить своих союзников, сказав им, что все другие племена скажут про них:

Это храбрые воины, которые так трусливо бежали и бросили французов. Не беспокойтесь, наберитесь мужества. Мы постараемся и найдем еще немного товаров. Гуроны и Оттава, ваши братья, дадут вам немного от меня...

При поддержке молодых военных вождей индейские-союзники заняли свои боевые посты и энергичным обстрелом, снова заставили Лис пойти на переговоры. На этот раз все вожди Лис и Маскутенов соблюли все условия туземного этикета - вожди были в полных регалиях, шествие сопровождалось песнями, французам и их союзникам были вручены подарки, в т.ч. и рабы.

Цель мирной делегации была в том, чтобы умолить жестокого врага выпустить из укрепления женщин и детей, и гарантировать им безопасность. Дюбюссон оставил решение вопроса за индейскими вождями, которые отказали врагу во всякой милости и отправили лис и маскутенов обратно в их укрепления.

На девятнадцатый день осады лисам и маскутенам удалось ускользнуть от врага из одного из своих укреплений во время сильнейшей ночной, грозы. Беглецы были настигнуты на южном берегу озера Сен-Клер (водоем в месте разлива реки Детройт), перебиты или взяты в плен.

1835 год. Худ. Дж Кэтлин. Танец Лис и Сауков для для мужчины, который по обету ведет себя и одевается, как женщина. За исключительные привилегии, которыми тот обладал, трансвестит был вынужден выполнять самые рабские и унижающие достоинство обязанности, от которых ему не позволяли отлынивать.  Он был единственным из племени, которой был обязан подчинятся этому позорному перерождению. В племени он считался магическим и священным, в его честь ежегодно давался праздник.
1835 год. Худ. Дж Кэтлин. Танец Лис и Сауков для для мужчины, который по обету ведет себя и одевается, как женщина. За исключительные привилегии, которыми тот обладал, трансвестит был вынужден выполнять самые рабские и унижающие достоинство обязанности, от которых ему не позволяли отлынивать. Он был единственным из племени, которой был обязан подчинятся этому позорному перерождению. В племени он считался магическим и священным, в его честь ежегодно давался праздник.

Прошло еще 4 дня осады и все оставшиеся форты Лис сдались. Сто пятьдесят мужчин были взяты в плен вместе с несколькими женщинами и детьми, сотни других были убиты. Многие из пленных были подвергнуты смертельным пыткам.

Война продолжается

Во время осады французы потеряли тридцать человек, а их индейские союзники - шестьдесят. Потери лис-маскутенов оценивались в 1000 человек. Кое кому удалось сбежать и они принесли печальные вести своим соплеменникам на берега Грин-Бей. За мертвых родственников требовалось отомстить и Лисы с энтузиазмом принялись нападать на французов и их индейских союзников.

Через два года после печальных для Лис событий, им было чем гордиться и успокоить души своих погибших соплеменников. Добыча и продажа мехов западнее Детройта была практически парализована. Чиновники с мест доносили в Квебек, что индейцы причастные к расправе над Лисами:

..умирают от голода в своих хижинах, не решаясь оставить из-за обоснованного страха, что Лисы уничтожат их одного за другим по одиночке

В 1714 году два молодых, перспективных француза из хороших канадских семей, Луи де Мануар и Габриэль Франсуа ле Мойн, имели полномочия набрать против Лис воинов из Майми и Иллинойса. К сожалению обоих сразил недуг и они отправились на лечение домой в Каскаскию на Миссисипи вместе с торговым караваном.

На одном из волоков на реке Уобаш французы наткнулись на рейдовый отряд чероки, союзников англичан (в то время шла Война между Францией и Британией). После первого же залпа двое молодых французов были убиты, а торговцы были захвачены в плен, и позже выкуплены англичанами в Каролине.

Военная кампания против Лис в 1715 и 1716 годах
Военная кампания против Лис в 1715 и 1716 годах

В 1715 году французы организовали большую экспедицию против Лис собрав сборный отряд из французского ополчения и Озерных индейцев под командой Константа де Линье.

Из-за трудностей снабжения. строптивости индейцев и ополченцев, быстрого похода не получилось. 1 декабря 1715 года военный отряд Лис во главе с Пемуссой атаковал французскую экспедицию у озера Чикаго, отбросив французов и их индейских союзников обратно в Мичиган.

В 1716 году французский офицер (лейтенант короля) де Лувиньи возглавил против Лис экспедицию из 225 регулярных солда , 200 курьер де буа и 600 индейских союзников. Он атаковал укрепленную деревню Лис у Литл-Батт-де-Морт. Французы привезли с собой 2 маленьких орудия и мортиру, но понадобилось 3 дня осады, чтобы Лисы запросили мира.

Французская мортира 18 века. отлита между 1750-56 гг. захвачена британцами в форте Луисбург в Новой Шотландии.
Французская мортира 18 века. отлита между 1750-56 гг. захвачена британцами в форте Луисбург в Новой Шотландии.

Мирное соглашение было достигнуто. Французы сумели взять в заложники вождя Пемаусса и временно возобновить торговлю с сиу. Но когда французы не смогли выполнить условия договора по возврату порабощенных членов племени и заложников (Пемаусс умер в 1717 г. от оспы), отношения между французами и Лисами снова ухудшились.

К 1720 году племя Лис разделилось на мирную и военную фракции. Сторонников войны возглавлял вождь Киала. Он пытался собрать коалицию из западных племен против растущего французского влияния. Частью плана Киалы стало противодействие французской торговле к западу от Мичигана и малая война против французских поселений на Миссисипи и племен Иллинойса.

С 1720-1726 года велась бесконечная малая война с набегами и контр-набегами. Лисы воевали с Иллинойсами, Озерными индейцами, Миссури, Осейджами и Сиу. Это настолько расстроило торговлю мехом к западу от Миссисипи, что в 1723 году французы инициировали мирные переговоры со всеми племенами региона. Переговоры принесли перемирие и неожиданный союз между Лисами и Сиу, которые вместе стали нападать на Иллинойсов.

На восточном ТВД тоже велись разговоры о мире. Констант де Линье, командующий в форте Мичилимакинак, вел в 1724-1726 году переговоры с Лисами, в ходе которых их удалось уговорить не нападать на французов и Озерных индейцев. Однако, мелкие инциденты с вымогательством Лисами подарков у торговцев продолжались.

Карта Войны с Лисами. Красная область на юге Гурона предполагаемая родина фоксов, красные зоны к западу от оз. Мичиган  передвижение племени Лис во время и после войны.
Карта Войны с Лисами. Красная область на юге Гурона предполагаемая родина фоксов, красные зоны к западу от оз. Мичиган передвижение племени Лис во время и после войны.

В 1726 году в Канаду прибыл новый губернатор - Франсуа де Богарне. Для решения проблемы с Лисами новый Богарне затратил немало сил и средств,чтобы побудить оджибве, потаватоми, оттава и гуронов начать малую войну против Лис.

Одновременно с этим, в 1728 году под командой Линье против деревень Лис в Грин-Бей была отправлена экспедиция из 450 французов и 1000 индейских союзников, огромная сила по тем временам.

Карательный отряд сжег для профилактики деревню виннебаго в Грин-Бей, а потом спустился по Фокс-Ривер до деревень Лис, чтобы обнаружить

их полностью покинутыми (нашли только 2-х древних стариков и девушку,что за ними ухаживала). Поселения были сожжены, а урожай на полях уничтожен. За отсутствие решительной победы Линье был отдан под суд.

В 1730 году, то что не удалось Линье, совершил Поль Марин де ла Мелге. Он обманом подобрался к самой деревне Лис на озере Литл-Батт-де-Морт, смог уничтожить деревню и все продовольственные запасы, а самих Лис рассеять по окрестностям. Зимой 1730/31 года Марин внезапным ударом уничтожил большую деревню Лис, когда большинство мужчины были на охоте.

Еще один удар по Лисам был нанес южнее, когда 900 человек (300 воинов, 600 женщин и детей) пытались пробраться через страну Иллинойс на восток под защиту ирокезов. Лисы были обнаружены, остановлены и принуждены обороняться. Оперативно было собрано около 1400 человек французов и их индейских союзников. Началась осада, и опять, как в 1712 году, Лисы попытались убежать во время ночной грозы.

9 сентября 1730 года Лисы были настигнуты и уничтожены. О последовавшей резне нам известно из доклада командира Форта де Шартр, Де Вилльера:

Женщины, дети и старики пошли на прорыв, а воины начали прикрывать их отход. Они были разбиты и побеждены, число погибших и пленных составило 300 мужчин-воинов, не говоря уже о женщинах и детях. Все согласны с тем, что выжило только 50 или 60 человек, которые смогли бежать без оружия....и разнести весть, по-видимому, о полном уничтожения этой несчастной нации.

Резня Лис на при Литл-Батт-де-Морт в 1730 году
Резня Лис на при Литл-Батт-де-Морт в 1730 году

Побитые лисы

В 1733 году численность Лис сократилась всего до нескольких сотен человек. Главный бунтарь - вождь Киала был вынужден сдаться французам. Киала был сослан на Карибские острова, чтобы умереть на каторге, а захваченные в плен женщины и дети Лисов были разделены между крещенными индейцами в качестве рабов.

Выжившие Лисы вернулись в Висконсин и нашли убежище среди сауков, живших у залива Грин-Бей. Около 1735 года оба племени ушли с Мичигана в долину нижнего течения реки Висконсин, а из нее в современную Айову на Мойн-Ривер.

Примерно в 1750 году они переселились на берега Миссисипи к югу от Прери дю Шайен, где основали большую деревню - Саукенук в устье реки Рок. 80 лет спустя, во время войны Черного Ястреба 1832 года,  лисы и сауки были вынуждены пересечь Миссисипи и поселиться в резервации в Айове.

Основные источники информации - Rites of conquest : the history and culture of Michigan's Native Americans / Charles E. Cleland. The French régime in Wisconsin and the Northwest, by Louise Phelps Kellogg.