Найти тему
Скромный Маркетолог

Как определить целевую аудиторию. Часть 2: портреты, психотипы и примеры

Оглавление

В первой части инструкции мы рассмотрели, для чего и как определить целевую аудиторию, сегментировать её. Но это еще не всё. Для лучшей проработки креативов, оферов и УТП следует составить детальные портреты ЦА, учесть психотипы и определить этап «узнавания».

Как составить портреты ЦА

Персонализация позволяет сделать коммуникацию более доверительной и эффективной. Проще говоря, если вы на одной волне со своей аудиторией, она вам верит. Если вы обращаетесь ко всем и сразу, это чувствуется, пользователи думают, что им что-то навязывают.

Именно поэтому мы рекомендуем создавать детальные портреты клиентов. Ходят легенды о том, что крупные корпорации вроде Procter & Gamble делают целые дашборды, где указаны отдельные, реальные люди, их клиенты.

Портрет клиента – это некий профайл, анкета, в которой указано всё, что только возможно (и невозможно тоже!) про клиента: как живет, что ест, куда ходит, где читает, чего боится, чего жаждет и т.д.

Чтобы составить такой портрет (аватар), нужно задать массу вопросов разным сегментам целевой аудитории. Это может быть онлайн-анкета, интервью, разведка у конкурентов и т.д.

Какие вопросы можно и нужно задавать

  •  Какой пол, возраст, сфера деятельности, уровень дохода.
  •  В каком регионе проживает: город, страна.
  •  Где и как проводят время: досуг, быт, хобби.
  •  Какие у них ценности: семья, карьера, порядочность, помощь другим и т.д.
  •  Какие у них проблемы, острые боли, которые они хотят или собираются решить.
  •  Почему эти проблемы возникают, как они приходят к тому, что им нужно их решить.
  •  Какие у них могут возникнуть преграды на пути к решению проблемы.
  •  Пробовали ли они другие решения (отличающиеся от вашего продукта/услуги). Если да, то почему остались недовольны.
  •  Какие у них есть скрытые мотивы для покупки, выбора решения.
  •  На каком этапе они сейчас находятся: не думают о проблеме, ищут решение, определяются с выбором, сравнивают разные предложения, готовые покупать.
  •  Каким должно быть решение (по мнению человека), какие ожидания от услуги, продукта.
  •  Как поменяется их жизнь, если они воспользуются предложением.
  •  Какой будет их жизнь, если они НЕ воспользуются предложением.
  •  Какие у них есть сомнения, страхи, переживания касательно проблемы и её решения.
  •  Какие их главные желания, стремления в решении проблемы, выборе продукта.
  •  Кому они доверяют, кто для них авторитет, кумир, лидер мнения.
  •  Как они узнали о вас, вашем бренде, предложении.
  •  Кого еще они рассматривают, каких ваших конкурентов.
  •  Что им нравится в конкурентах.
  •  Что им не нравится в конкурентах.
  •  Что для них самое важное в решении о покупке.
  •  Если они выберут вас, будут ли они рекомендовать вашу компанию.
  •  Какие у них могут возникнуть трудности при использовании вашего продукта/услуги.
  •  Какими социальными сетями и платформами они пользуются чаще всего.
  •  На каких других сайтах (блоги, медиа, форумы) они проводят время, как часто.
  •  Как им удобнее всего производить оплату.
  •  Какие смежные проблемы и сложности у них могут возникнуть, которые вы могли бы решить в будущем.
  •  К какому психотипу они принадлежат.
  •  Как они относятся к рассылкам, информации от брендов (в целом и конкретно вашего).
  •  Какие дополнительные сведения помогли бы вам улучшить продукт, услугу, сервис.
-2

Психотипы пользователей: какие бывают, чем отличаются

Есть десятки вариаций, градаций и разных схем, по которым разбирают психотипы. Мы в Rezart Agency придерживаемся концепции 4 ключевых психотипов пользователей и учитываем их в разработке воронок.

№1. Логические

  • Им нужны четкие и понятные описания предложений.
  • Они детально изучают подписи, фотографии, нюансы.
  • Особое внимание уделяют грамотности, дизайну, порядку.
  • Для них отлично срабатывают блоки типа «Вопросы и ответы».
  • Доверяют, когда есть стационарный телефон в контактах, используется почта на брендовом домене (@brand.com, а не gmail.com).

№2. Импульсивные

  • Хорошо реагируют, когда с 1 экрана сайта указаны Key Benefits.
  • Жаждут сразу получить самое мясо – что, где, как, почему нужно заказать у вас.
  • Бегло просматривают предложения, больше обращают внимания на заголовки, буллиты в тексте.
  • Для них лучше использовать большие и яркие кнопки, заметные призывы.
  • Не любят длинные, сложные формы – идеально «Заказать в 1 клик», «Перезвонить».
  • Их здорово подкупает всё, что создает WOW-эффект.

№3. Заботливые

  • Они как Мать Тереза или Принцесса Диана – за мир во всем мире, за пользу и заботу для окружающих.
  • Тщательно изучают независимы обзоры, смотрят чужое мнение, ориентируются на экспертов.
  • Верят в различные награды, сертификаты качестве, лицензии и прочие подтверждающие документы.
  • Для них крайне важны отзывы клиентов – не просто факт благодарности, а демонстрация того, что продукт решил проблему, помог, изменил жизнь.

№4. Агрессивные

  • Эти ребята найдут, к чему придраться, если дать им хоть малейший повод.
  • Нужно приводить максимум доказательств, обоснованных фактами, цифрами, исследованиями, независимой экспертизой и т.д.
  • Им нужно давать четкое предложение с выгодой, понятными преимуществами, убеждать, почему именно вы.
  • Они могут быть троллями в социальных сетях, но стоит добиться их доверия, будут рьяно защищать вас – станут адвокатами бренда.
  • Любят различные конкурсы и соревнования, чтобы показать свое превосходство, утереть нос другим.
Довольно часто может не быть 1 ярко-выраженного психотипа, черты могут смешиваться.
-3

«Лестница узнавания» по Бену Ханту

По теории Бена Ханта существуют разные этапы осведомленности о проблеме и её решении. Благодаря сегментации на разные этапы можно лучше понять, как общаться с целевой аудиторией, что учитывать в коммуникации и т.д.

Ключевые этапы «лестницы узнавания»:

  • Безразличие – у человека нет проблемы, он о ней вообще не знает, не думает.
  • Осведомленность – человек знает, что какая-то проблема есть, но не знает решение.
  • Поиск – ищет решение, рассматривает все возможные пути.
  • Выбор – сравнивает разные компании и предложения.
  • Покупка – выбирает компанию и заключает сделку.

Отталкиваясь от этой концепции, нужно понимать:

  • Все начинают путь с 3 этапа, когда человек начинает искать какое-либо решение, проявлять активность. На 1 и 2 этапе вовлечь его во что-либо — практически нереально.
  • Покупку человек делает на 5 этапе, это идеальный вариант для продажи «в лоб». Если продумать тщательно воронку, можно охватить людей, которые находятся на 3 и 4 этапах.
  • В идеале – вам нужно провести аудиторию с 3 на 5 этап, плавно подвести к покупке, не пытаясь перескочить несколько ступеней ради быстрой сделки.

В чем может быть польза, если определить этап, на котором находятся разные сегменты ЦА:

  • Как правильно построить стратегию коммуникации – говорить о том, что такая проблема есть, доказывать свои преимущества перед конкурентами, призывать сразу сделать заказ и т.д.
  • Как создавать рекламные материалы и сайты – опять-таки, можно на 1 экране написать, что существует проблема Х и плавно подвести к тому, что человеку нужно её решить, выход есть. Можно сразу говорить: «У нас есть решение вашей проблемы и оно выгодное».
  • Как и откуда получать трафик – подбирать источники, рекламные инструменты, лидеров мнений гораздо проще, когда есть понимание осведомленности аудитории.
-4

Примеры портрета клиента для разных ниш

Курс по улучшению всех сфер жизни для девушек

Портрет 1

Женщина, которая всегда занята, у неё много суеты и бытовых проблем, из-за которых она не может уделить время себе, своим мечтам и желаниям.

Особенности

Она не верит, что что-то можно изменить, у неё много обязанностей и рядовых проблем вроде воспитания ребенка, нелюбимой работы, недостаточного дохода. Она хочет всё поменять, но не знает, как.

Цель

Сделать жизнь более счастливой, интересной, благополучной. Добиться гармонии с обязанностями и тем, чего искренне хочется.

Боль

Нет времени и сил что-то менять, нет времени посещать офлайн мероприятия и общаться вживую.

Портрет 2

Девушка-предприниматель, у которой есть свое дело, неплохой доход, но нет удовлетворенности от жизни. Даже дома она думает о работе и проблемах, не умеет нормально отдыхать. Из-за этого проблемы в семье — с мужем, детьми, близкими.

Особенности

Она готова оплатить дорогое обучение, работать индвидуально и тщательно прорабатывать аспекты своей жизни. Ценит индивидуальный подход, комфорт и реальные результаты.

Цель

Девушке нужно реальное решение её конкретных проблем и запросов. Она хочет ощутимого роста и изменений в личной жизни, отношениях с близкими и изменения подхода в работе.

Боль

Нехватка времени на обучение, разочарование другими тренингами и курсами, которые в прошлом не дали результатов.

Стоматологическая клиника

Портрет 1

Женщина, которая травмирована советской стоматологией, но ей необходимы стоматологические услуги для лечения зубов. Ценит мягкий подход к клиенту и уровень сервиса

Особенности: боится боли. Очень ценит качество сервиса, улыбчивость персонала и спокойную атмосферу в клинике. Хочет получить лечения с минимальной болью, но эффективностью. Не готова переплачивать

Цель: решить проблему с зубами, получить стоматологическую помощь с минимальной болью, максимально хорошим сервисом клиники.

Боль: боязнь стоматологов, зубной боли, но необходима помощь специалиста для лечения зубов.

Портрет 2

Мужчина-бизнесмен, который ценит время, нуждается в стоматологическом лечении, но избирателен в выборе клиники, что бы подходила под его требования.

Особенности: готов заплатить больше за лечение, но получить качественный и долгосрочный результат. Ценит индивидуальный подход, комфорт и экономию времени.

Цель: клиенту нужно быстрое и комфортное лечение в клинике, что соответствует его требованиям. Хороший сервис, успешное лечение в престижной клинике.

Боль: нехватка времени на здоровье, но необходимость лечения, низкий уровень качества лечения и сервиса в государственных клиниках

Портрет 3

Пациент с болезнью зуба, которую другие клиники не умеют или не хотят лечить. Хочет сохранить свой зуб и качественно вылечить.

Особенности: готов заплатить больше за лечение, при гарантии сохранения своего зуба и высокой профессиональности докторов клиники.

Цель: вылечить зуб консервативным методом, без удаления.

Боль: проблема зуба средней и высокой степени, которую в других клиниках не лечат консервативно, а удаляют зуб.

Можно пойти дальше и сделать описание более подробным. Включить туда:

  • Фото, базовые характеристики (имя, возраст, пол, семейное положение должность).
  • Географические и другие показатели.
  • Ответы на все вопросы, предложенные выше.
  • Психотип.
  • Дополнительные сведения.
  • Явные и скрытые мотивы.
  • Этап узнаваемости по «лестнице» Ханта.

Что стоит запомнить

  • Тщательно проработайте портреты аудитории. Чем они детальнее прописаны, тем больше идей для улучшения продукта, сервиса и маркетинга.
  • Учитывайте не только базовые характеристики и показатели, но более глубокие вопросы об ожиданиях, страхах, скрытых мотивах и т.д.
  • Определите этап узнаваемости по Ханту, чтобы более точно и персонализировано обращаться к своей аудитории.
  • Составляйте портреты в удобном формате и убедитесь, что их можно удобно включить в стратегию, передать подрядчикам, дать новым сотрудникам.
  • Чтобы получить объективные данные, нужно проводить глубинные интервью, онлайн-опросы, личные встречи с лояльными клиентами.