===
===
В 1981 году на Минском тракторном заводе имени В.И. Ленина (МТЗ) началась разработка новой малогабаритной техники – так называемого «мотоблока».
На самом деле, этот двухколёсный самоходный агрегат – в первые послевоенные годы в СССР, когда он был разработан, назывался садово-огородный трактор, а в настоящее время официально называется «трактор, сопровождаемый рядом идущим водителем».
===
Но после запуска в серийное производство на МТЗ первого такого «двухколёсного мини-трактора» он стал также вполне официально называться просто и коротко: «мотоблок».
Первая серийная партия белорусских мотоблоков, получивших заводской индекс «Беларусь» МТЗ-05, была выпущена в 1982 году в количестве 500 единиц.
---
В следующем году этой, столь необходимой техники для сельских жителей и дачников, было произведено более тысячи штук, а вообще по плану должно было выпускаться около 15 тысяч таких мотоблоков ежегодно.
===
На мотоблок МТЗ-05 устанавливался одноцилиндровый карбюраторный четырёхтактный двигатель воздушного охлаждения УД-15 производства Ульяновского моторного завода.
Объём двигателя составляет 0,25 литра, номинальная мощность – 5 лошадиных сил при 3000 об/мин (максимальная – 6 л.с. при 3600 об/мин). Емкость топливного бака – 6,3 литра.
---
Запуск двигателя осуществляется при помощи специальной пусковой ножной педали или вручную – при помощи съёмного стартера.
===
Муфта сцепления – многодисковая постоянно замкнутого типа, работающая в масле.
---
Механическая коробка передач с реверсом обеспечивает 4 скорости вперёд и 2 скорости – назад. Для работы на реверсе, рулевая штанга может поворачиваться на 180 градусов.
Коробка передач смонтирована в одном корпусе с ведущим мостом, состоящем из главной передачи, дифференциала (с блокировкой) и конечных передач (одноступенчатые редукторы).
===
Мотоблок МТЗ-05 имеет габариты 1800 х 850 х 1070, при этом весит 140 кг и может буксировать прицеп массой до 650 кг.
Колея мотоблока регулируется (450, 600 и 700 мм), дорожный просвет составляет 300 мм, размерность колёс: 5.9х13.
---
Несмотря на то, что этот мотоблок и сегодня можно отнести к мотоблокам тяжёлого класса, мощности двигателя вполне хватало для выполнения всех сельскохозяйственных работ – пахоты лёгких почв, культивации, окучивания и кошения трав.
===
Для этого МТЗ-05 оснащался зависимым валом отбора мощности (1000 об/мин) и прицепным устройством. Отметим, что в комплект мотоблока входили дополнительные грузы на колёса, общей массой 34 кг.
Кроме того, мотоблок использовался и как транспортное средство – при агрегатировании со специальным одноосным полуприцепом.
----
Максимальная транспортная скорость мотоблока «Беларусь» МТЗ-05 составляет 10 км/ч.
===
В заключение отметим, что в 1990-е годы производство мотоблоков МТЗ было перенесено на Сморгонский агрегатный завод, входивший в состав Производственного объединения «Минский тракторный завод».
И в настоящее время на заводе в городе Сморгонь продолжается производство мотоблоков под торговой маркой «Беларус-09».
Но это уже другая история…
===
Рекомендуем почитать: «Луноход» из Перми: российский мини-трактор универсал по имени «Фёдор»
-----