Беларусь МТЗ-05: первый «двухколёсный трактор» (мотоблок) производства Минского завода

12K прочитали

===

Мотоблок "Беларусь" МТЗ-05 на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), Москва, 1985 год
Мотоблок "Беларусь" МТЗ-05 на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), Москва, 1985 год

===

В 1981 году на Минском тракторном заводе имени В.И. Ленина (МТЗ) началась разработка новой малогабаритной техники – так называемого «мотоблока».

На самом деле, этот двухколёсный самоходный агрегат – в первые послевоенные годы в СССР, когда он был разработан, назывался садово-огородный трактор, а в настоящее время официально называется «трактор, сопровождаемый рядом идущим водителем».

Первый советский мотоблок "СОТ" (садово-огородный трактор), 1949 год
Первый советский мотоблок "СОТ" (садово-огородный трактор), 1949 год

===

Но после запуска в серийное производство на МТЗ первого такого «двухколёсного мини-трактора» он стал также вполне официально называться просто и коротко: «мотоблок».

Первая серийная партия белорусских мотоблоков, получивших заводской индекс «Беларусь» МТЗ-05, была выпущена в 1982 году в количестве 500 единиц.

---

В следующем году этой, столь необходимой техники для сельских жителей и дачников, было произведено более тысячи штук, а вообще по плану должно было выпускаться около 15 тысяч таких мотоблоков ежегодно.

Мотоблок МТЗ-05, вид слева
Мотоблок МТЗ-05, вид слева

===

На мотоблок МТЗ-05 устанавливался одноцилиндровый карбюраторный четырёхтактный двигатель воздушного охлаждения УД-15 производства Ульяновского моторного завода.

Объём двигателя составляет 0,25 литра, номинальная мощность – 5 лошадиных сил при 3000 об/мин (максимальная – 6 л.с. при 3600 об/мин). Емкость топливного бака – 6,3 литра.

---

Запуск двигателя осуществляется при помощи специальной пусковой ножной педали или вручную – при помощи съёмного стартера.

Устройство двигателя УД-15
Устройство двигателя УД-15

===

Муфта сцепления – многодисковая постоянно замкнутого типа, работающая в масле.

---

Механическая коробка передач с реверсом обеспечивает 4 скорости вперёд и 2 скорости – назад. Для работы на реверсе, рулевая штанга может поворачиваться на 180 градусов.

Коробка передач смонтирована в одном корпусе с ведущим мостом, состоящем из главной передачи, дифференциала (с блокировкой) и конечных передач (одноступенчатые редукторы).

Мотоблок МТЗ-05, вид сзади
Мотоблок МТЗ-05, вид сзади

===

Мотоблок МТЗ-05 имеет габариты 1800 х 850 х 1070, при этом весит 140 кг и может буксировать прицеп массой до 650 кг.

Колея мотоблока регулируется (450, 600 и 700 мм), дорожный просвет составляет 300 мм, размерность колёс: 5.9х13.

---

Несмотря на то, что этот мотоблок и сегодня можно отнести к мотоблокам тяжёлого класса, мощности двигателя вполне хватало для выполнения всех сельскохозяйственных работ – пахоты лёгких почв, культивации, окучивания и кошения трав.

Мотоблок МТЗ-05 с плугом
Мотоблок МТЗ-05 с плугом

===

Для этого МТЗ-05 оснащался зависимым валом отбора мощности (1000 об/мин) и прицепным устройством. Отметим, что в комплект мотоблока входили дополнительные грузы на колёса, общей массой 34 кг.

Кроме того, мотоблок использовался и как транспортное средство – при агрегатировании со специальным одноосным полуприцепом.

----

Максимальная транспортная скорость мотоблока «Беларусь» МТЗ-05 составляет 10 км/ч.

Мотоблок МТЗ-05 с прицепом
Мотоблок МТЗ-05 с прицепом

===

В заключение отметим, что в 1990-е годы производство мотоблоков МТЗ было перенесено на Сморгонский агрегатный завод, входивший в состав Производственного объединения «Минский тракторный завод».

И в настоящее время на заводе в городе Сморгонь продолжается производство мотоблоков под торговой маркой «Беларус-09».

Но это уже другая история…

Мотоблок МТЗ-05 и низкоклиренсный трактор МТЗ-82Р (фото из журнала "Техника - молодежи", 1983 год)
Мотоблок МТЗ-05 и низкоклиренсный трактор МТЗ-82Р (фото из журнала "Техника - молодежи", 1983 год)

===

Рекомендуем почитать: «Луноход» из Перми: российский мини-трактор универсал по имени «Фёдор»

-----