В Интернете можно найти огромное число обзоров, посвящённых ляпам и нестыковкам фильма «Семнадцать мгновений весны». Подобное, на мой взгляд, лишь доказывает большую любовь аудитории к данной кинокартине (назвать её сериалом язык не поворачивается), поскольку про нелюбимые фильмы вообще никто ничего не пишет.
Однако поиск и публикация ляпов, уже давно пошла по кругу, то есть во всех подборках упоминаются одни и те же фрагменты. Но при этом, я нигде не видел упоминание про несколько ключевых нестыковок в сценарии, которые сводят на нет весь сюжет. То, что в СС не носили черную форму, Штирлиц не мог ходить по тем же коридорам, что и Мюллер, а женщины не служили в СС, не меняют кардинально суть действия. Те же моменты, на которые хочу обратить внимание я, делают показанные в фильме события невозможными.
Странности радиосвязи
Как все помнят, Штирлиц получает радиограмму из Центра с приказом выяснить, кто в Третьем Рейхе ведет сепаратные переговоры. Он принимает решение сообщить об этом Гиммлеру и сообщает об этом в Центр. Однако в Москве уже знают, что переговоры ведёт именно Гиммлер. Потому московский начальник даёт указание сообщить Штирлицу, чтобы он на Гиммлера не выходил — это будет провал.
Как вы помните, Штирлиц сообщение из Центра не получил и к Гиммлеру пошёл. Он вообще больше не получал сообщений из Центра, так как остался (по сценарию) без связи из-то того, что дом его радистов (Эрвина и Кэт) разбомбили.
Однако, до этого Штирлиц получал сообщения из Центра лично, по собственному домашнему радиоприёмнику. Что совершенно понятно, разумно и вполне соответствует реалиям. Ведь для приёма сообщений не нужна какая-то особая радиостанция, с этим легко справляется бытовой радиоприёмник, достаточно знать нужную волну.
Совершенно непонятно, почему Штирлиц не получил указание Центра (про Гиммлера), если предыдущие он получал сам, не используя Эрвина и Кэт.
Вот обратной связи по радио с Москвой, без своих радистов Штирлиц не имел. Хотя, как мы видим, путём отправки шифрованных открыток он очень много (и довольно быстро) мог сообщить в Центр. Можно предположить, что с территории Германии подобные почтовые сообщения он отправить не мог. Но и это странно, учитывая, что сам Штирлиц ведь работал в разведке, в немецкой разведке.
Стоит напомнить, что Штирлиц также регулярно ходил на фильм «Девушка моей мечты», где должен был встретиться со связным. Связной не появлялся, а Штирлиц всё ходил в кино.
Странно, что Юлиан Семёнов и создатели кинокартины, как-то забыли, что в 1-й серии Штирлиц легко получал сообщения из Москвы, не выходя из дома.
Где же служил Штирлиц?
Все мы помним, как Штирлиц лихо вытащил Кэт из лап Гестапо. Началось всё с того, что он случайно увидел чемодан с рацией.
А далее, как вы помните, он врывается к Шелленбергу и убеждает его забрать Кэт из Гестапо и передать лично ему. Из этого диалога зрителям больше всего запомнилось: «Мы все под колпаком у Мюллера». И мало кто задумался над другой фразой Штирлица: «Я охочусь за этим передатчиком восемь месяцев, но отчего-то этот передатчик попадает к Рольфу, который так же понимает в радиоиграх, как заяц в геометрии», в которой больше всего запомнился «заяц в геометрии».
Вот этот фрагмент:
Возникает вполне резонный вопрос: «А чем собственно штандартенфюрер СС Штирлиц занимается?». Как известно, он служит в VI управлении Главного управления имперской безопасности (РСХА), также именуемом SD-Ausland, которые занимается разведкой. Руководит управлением с 1942 года бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг.
В функции этого управления никак не входит борьба с иностранными разведками на территории Третьего Рейха и отслеживание работы передатчиков. Все интересы VI управления лежат за границей, а контрразведывательной работой занимается Гестапо, то есть IV управление РСХА, которым руководит группенфюрер СС Генрих Миллер.
Таким образом, заявление Штирлица о том, что он гонялся за каким-то передатчиком, выглядят, мягко говоря, странными.
Впрочем, и другая работа Штирлица выглядит несколько странновато. Стоит напомнить, что в начале фильма у руководителя РСХА обергруппенфюрера СС Эрнста Кальтенбруннера возникают подозрения в отношении Штирлица из-за провала операции по уничтожению Кракова. В Польше же (по сценарию) Штирлиц оказался в поисках пропавшей ракеты ФАУ, о чём рассказано в романе «Майор Вихрь» (из фильма «Майор Вихрь» Штирлица вообще убрали). Однако, поиски пропавших ракет на своей территории, тоже довольно странная работа для сотрудника внешней разведки.
Странная конспиративная квартира
Как мы все помним, Штирлиц поместил Кэт на конспиративную квартиру, из которой я ей потом чудом удалось бежать.
Эта история также вызывает много вопросов. Если руководил операцией Штирлиц, сотрудник СД, то почему охрану поручили сотрудникам Гестапо? Очаровательная Барбара, как легко можно увидеть, служила именно в IV управлении РСХА.
Про солдата Гельмута в фильме не сказано, а по роману он служил в одной из дивизий СС на Восточном фронте и носил черную форму.
Кстати, фраза одного из сыщиков: «В полевой форме был, а я думал, что вы ваших солдат только в черное одеваете», в романе звучит иначе:
— В чем был солдат?
— Как в чем? В форме.
— Я понимаю, что не в трусах. В черной форме?
— Конечно. Вы ж зеленым охрану не поручаете.
Ещё более удивительным был побег Гельмута и Кэт с конспиративной квартиры.
Во-первых, квартира прослушивалась постоянно, и в тот момент, когда Рольф допрашивал Кэт, нам специально показали кадры, где прослушка их разговор фиксирует и записывает на магнитофон.
Во-вторых, у входа в дом стояла машина, и сотрудник Гестапо в ней следил за входом.
Как в такой обстановке можно было убежать, совершенно непонятно.
Уверен, что в фильме «Семнадцать мгновений весны» найдутся ещё и ещё подобные нестыковки. А всё потому, что этот фильм будут пересматривать снова и снова. Особенно интересно, если прочитать книгу.
Рекомендую вам также почитать мои статьи:
Что осталось за кадром «Неуловимых»?
и