Найти в Дзене

«Семнадцать мгновений весны»: ключевые нестыковки, которых никто не заметил

Оглавление

В Интернете можно найти огромное число обзоров, посвящённых ляпам и нестыковкам фильма «Семнадцать мгновений весны». Подобное, на мой взгляд, лишь доказывает большую любовь аудитории к данной кинокартине (назвать её сериалом язык не поворачивается), поскольку про нелюбимые фильмы вообще никто ничего не пишет.

Однако поиск и публикация ляпов, уже давно пошла по кругу, то есть во всех подборках упоминаются одни и те же фрагменты. Но при этом, я нигде не видел упоминание про несколько ключевых нестыковок в сценарии, которые сводят на нет весь сюжет. То, что в СС не носили черную форму, Штирлиц не мог ходить по тем же коридорам, что и Мюллер, а женщины не служили в СС, не меняют кардинально суть действия. Те же моменты, на которые хочу обратить внимание я, делают показанные в фильме события невозможными.

Странности радиосвязи

-2

Как все помнят, Штирлиц получает радиограмму из Центра с приказом выяснить, кто в Третьем Рейхе ведет сепаратные переговоры. Он принимает решение сообщить об этом Гиммлеру и сообщает об этом в Центр. Однако в Москве уже знают, что переговоры ведёт именно Гиммлер. Потому московский начальник даёт указание сообщить Штирлицу, чтобы он на Гиммлера не выходил — это будет провал.

Как вы помните, Штирлиц сообщение из Центра не получил и к Гиммлеру пошёл. Он вообще больше не получал сообщений из Центра, так как остался (по сценарию) без связи из-то того, что дом его радистов (Эрвина и Кэт) разбомбили.

Однако, до этого Штирлиц получал сообщения из Центра лично, по собственному домашнему радиоприёмнику. Что совершенно понятно, разумно и вполне соответствует реалиям. Ведь для приёма сообщений не нужна какая-то особая радиостанция, с этим легко справляется бытовой радиоприёмник, достаточно знать нужную волну.

Совершенно непонятно, почему Штирлиц не получил указание Центра (про Гиммлера), если предыдущие он получал сам, не используя Эрвина и Кэт.

Вот обратной связи по радио с Москвой, без своих радистов Штирлиц не имел. Хотя, как мы видим, путём отправки шифрованных открыток он очень много (и довольно быстро) мог сообщить в Центр. Можно предположить, что с территории Германии подобные почтовые сообщения он отправить не мог. Но и это странно, учитывая, что сам Штирлиц ведь работал в разведке, в немецкой разведке.

Стоит напомнить, что Штирлиц также регулярно ходил на фильм «Девушка моей мечты», где должен был встретиться со связным. Связной не появлялся, а Штирлиц всё ходил в кино.

Странно, что Юлиан Семёнов и создатели кинокартины, как-то забыли, что в 1-й серии Штирлиц легко получал сообщения из Москвы, не выходя из дома.

Где же служил Штирлиц?

-4

Все мы помним, как Штирлиц лихо вытащил Кэт из лап Гестапо. Началось всё с того, что он случайно увидел чемодан с рацией.

Этот чемодан Штирлиц узнал бы из тысячи
Этот чемодан Штирлиц узнал бы из тысячи

А далее, как вы помните, он врывается к Шелленбергу и убеждает его забрать Кэт из Гестапо и передать лично ему. Из этого диалога зрителям больше всего запомнилось: «Мы все под колпаком у Мюллера». И мало кто задумался над другой фразой Штирлица: «Я охочусь за этим передатчиком восемь месяцев, но отчего-то этот передатчик попадает к Рольфу, который так же понимает в радиоиграх, как заяц в геометрии», в которой больше всего запомнился «заяц в геометрии».

Вот этот фрагмент:

Возникает вполне резонный вопрос: «А чем собственно штандартенфюрер СС Штирлиц занимается?». Как известно, он служит в VI управлении Главного управления имперской безопасности (РСХА), также именуемом SD-Ausland, которые занимается разведкой. Руководит управлением с 1942 года бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг.

В функции этого управления никак не входит борьба с иностранными разведками на территории Третьего Рейха и отслеживание работы передатчиков. Все интересы VI управления лежат за границей, а контрразведывательной работой занимается Гестапо, то есть IV управление РСХА, которым руководит группенфюрер СС Генрих Миллер.

Таким образом, заявление Штирлица о том, что он гонялся за каким-то передатчиком, выглядят, мягко говоря, странными.

Впрочем, и другая работа Штирлица выглядит несколько странновато. Стоит напомнить, что в начале фильма у руководителя РСХА обергруппенфюрера СС Эрнста Кальтенбруннера возникают подозрения в отношении Штирлица из-за провала операции по уничтожению Кракова. В Польше же (по сценарию) Штирлиц оказался в поисках пропавшей ракеты ФАУ, о чём рассказано в романе «Майор Вихрь» (из фильма «Майор Вихрь» Штирлица вообще убрали). Однако, поиски пропавших ракет на своей территории, тоже довольно странная работа для сотрудника внешней разведки.

Странная конспиративная квартира

-6

Как мы все помним, Штирлиц поместил Кэт на конспиративную квартиру, из которой я ей потом чудом удалось бежать.

Эта история также вызывает много вопросов. Если руководил операцией Штирлиц, сотрудник СД, то почему охрану поручили сотрудникам Гестапо? Очаровательная Барбара, как легко можно увидеть, служила именно в IV управлении РСХА.

Барбара Крайн служила именно в Гестапо
Барбара Крайн служила именно в Гестапо

Про солдата Гельмута в фильме не сказано, а по роману он служил в одной из дивизий СС на Восточном фронте и носил черную форму.

Кстати, фраза одного из сыщиков: «В полевой форме был, а я думал, что вы ваших солдат только в черное одеваете», в романе звучит иначе:

— В чем был солдат?
— Как в чем? В форме.
— Я понимаю, что не в трусах. В черной форме?
— Конечно. Вы ж зеленым охрану не поручаете.

Ещё более удивительным был побег Гельмута и Кэт с конспиративной квартиры.

Во-первых, квартира прослушивалась постоянно, и в тот момент, когда Рольф допрашивал Кэт, нам специально показали кадры, где прослушка их разговор фиксирует и записывает на магнитофон.

Конспиративную квартиру постоянно прослушивали.
Конспиративную квартиру постоянно прослушивали.

Во-вторых, у входа в дом стояла машина, и сотрудник Гестапо в ней следил за входом.

Как в такой обстановке можно было убежать, совершенно непонятно.

На улице у входа в конспиративную квартиру находился радиофицированный пост.
На улице у входа в конспиративную квартиру находился радиофицированный пост.

Уверен, что в фильме «Семнадцать мгновений весны» найдутся ещё и ещё подобные нестыковки. А всё потому, что этот фильм будут пересматривать снова и снова. Особенно интересно, если прочитать книгу.

Рекомендую вам также почитать мои статьи:

Что осталось за кадром «Неуловимых»?

и

«Офицеры», которых мы не увидим