Как-то известный индолог Л.Б. Алаев пожаловался на составителей древних текстов, что они " как бы одновременно живут в двух мирах - реальном и воображаемом, по-видимому, не полностью отдавая себе отчет в их несопоставимости".
Эта фраза применима к подавляющему большинству всех древних и средневековых текстов, в которых реальность перемешана с вымыслом. Отделить зерна от плевел не всегда просто, нужно быть начеку.
Самое интересное, что даже ученые, которые уж точно по долгу службы должны быть осторожными, нередко попадают впросак.
Довольно странная история произошла с летописными племенами восточных славян, чьи названия - поляне, древляне, дреговичи, вятичи, радимичи - у всех на слуху. Они красуются на карте в учебнике истории, а в музеях хранятся предметы их материальной культуры. Однако если мы приглядимся к этим племенам поближе, они вполне могут обернуться фантомом.
Сначала ученые доверились информации из "Повести временных лет", поддались тому, что сейчас именуется "наивным историзмом", и просто перенесли на карту информацию из летописи. К летописным сведениям добавились результаты археологических раскопок, и наша древнейшая история приобрела вроде бы упорядоченный вид.
Скажем, летописное племя вятичей жило в бассейне Оки, в том числе на территории современной Москвы, и женщины племени носили семилопастные височные кольца (см. обложку поста). Все разложено по полочкам.
Однако время показало, что эта поспешная инвентаризация ни к чему хорошему не привела.
Было множество племен со своими обычаями, были и височные кольца разных фасонов, но насколько все это соотносится с информацией Нестора, вот загадка. Сейчас уже многим историкам стало ясно, что не сходится этот пасьянс. Хотя бы потому, что знаменитое предание о племенах было записано далеко не по горячим следам : последнее упоминание полян датировано 944 годом, древлян - 977, причем проставлены они задним числом, во второй половине одиннадцатого века.
Археология тоже не помогла, потому что при слепом следовании за летописной информацией выходит какая-то путаница. Только выявили, скажем, предметы, имеющие отношение к культуре кривичей, и вдруг эти же самые предметы находят на территории, которую Нестор отдал во владение радимичам...
Знаменитые височные кольца также не стали панацеей.
Семилопастные височные кольца относят традиционно к вятичам, однако эти украшения датируются 12-14 веками, когда уже никакие "вятичи" в источниках не упоминаются. Поэтому могут ли эти кольца быть "вещдоками", доказывающими существование вятичей, вопрос открытый.
(А жаль, ведь и правда эти кольца - вещь удобная. По сведениям Нестора, поляне отличались высокой культурой поведения, а древляне срамословили и повально страдали клептоманией, воруя женщин. Поэтому, случайно набредя на неизвестную вам деревню, уже издалека можно было опрелилить, кто там живет и какого обхождения ждать. Были, наверное, и минусы: зайдешь себе в средневековый ювелирный магазин купить кольцо с семью лопастями, а от тебя требуют предъявить московскую прописку...)
Ситуация осложняется еще и тем, что наименования "поляне", "древляне", "дреговичи" и др. существуют и у других славянских народов, причем племена с одинаковыми названиями раскиданы по Европе на приличном расстоянии друг от друга. Соплеменники они или просто тезки, уже никто не расскажет.
Если они "родичи", тогда можно предположить, что древляне умыкали невест не только на Днепре, но и на Лабе, а кроткие поляне создавали очаги благонравия еще и на Висле.
Или можно согласиться с мнением современного историка И. Данилевского, что " вся информация об этих "племенах" носит легендарный характер. Соответственно, установить, насколько точна в летописи их локализация на карте Восточной Европы, трудно ( если вообще возможно)."