Найти тему

Лучший в мире оперный театр: легенды, истории и 55 фотографий

Позвольте пригласить Вас в театр! Но не на спектакль, а на экскурсию. Нам очень повезло: мы будем гулять по зданию театра в одиночестве, когда зрителей в нём нет, поэтому сможем рассмотреть его во всей красе! Только давайте договоримся, что я не буду раскрывать сразу название этого театра, поэтому буду писать просто - ТЕАТР. Знатоки, наверное, узнают его по первым же фотографиям, а те, кто в нём ещё не бывал, возможно, после нашей экскурсии захотят в него попасть.

Начнём нашу экскурсию со сцены. Каких только знаменитостей она ни повидала! Здесь пели Энрико Карузо и Федор Шаляпин, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан, концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин, играли Сара Бернар и Элеонора Дузе, дирижировали оркестром Николай Римский-Корсаков и Петр Чайковский.

После своего первого визита в ТЕАТР Фёдор Шаляпин написал жене: "Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее" . А Елена Образцова сказала: "Ваш театр — жемчужина. Я пела практически на всех сценах мира, и я отдаю предпочтение Вашему театру даже перед венской оперой, сооружённой по проекту тех же архитекторов"

Здание ТЕАТРА было возведено венскими архитекторами Фердинандом Фельнером и Германом Гельмером всего за три года и закончено в 1887 году. А образцом для него послужил возведенный четырьмя годами ранее дрезденский театр архитектора Готфрида Земпера. Сами венские архитекторы во время строительства ТЕАТРА в город даже не приезжали, лишь передали строителям нужные бумаги. И когда Фельнер прибыл на открытие своего детища, то воскликнул, что этот ТЕАТР - "лучший в мире"!

Выстроенный ТЕАТР оснастили по последнему слову науки и техники: электричеством и паровым отоплением. Для освещения театра венгерской фирмой в городе была построена первая в Российской империи электростанция переменного тока (ЦЭС-1) мощностью 160 кВт и напряжением 2 тысячи вольт. Она была введена в эксплуатацию 10 октября 1887 года — через десять дней после открытия оперного театра. По образцу этой станции подобная была создана и в Царском Селе в 1889 году. А в 1900 году такую же электростанцию построили в Вене.

Поэтому даже из-за одной электрической люстры уже стоило бы пойти в этот ТЕАТР. Трудно поверить, что эта роскошная бронзовая люстра весит 2, 5 тонны! Высота люстры составляет 9 метров, а диаметр - 4 метра!

Но нынешняя люстра – копия оригинальной. Она была изготовлена в 1958 году на Московском часовом заводе взамен прежней. Копия близка к оригиналу, но не повторяет его полностью. Кстати, для замены лампочек и чистки, люстру опускают к самому полу.

Потолочный плафон разделен на четыре сегмента-медальона, расписанных художником Франсуа Лефлером. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». И это не фрески, а живопись на холсте! И холст по периметру прибит гвоздиками к потолку.

Акустика в этом оперном зале такая, что позволяет без проблем услышать шёпот актёров на сцене и не даёт никакой возможности разобрать, что говорят в соседнем ряду. И всё это благодаря продольным выступам на потолке вдоль сцены.

К сожалению, в 1925 году ТЕАТР сильно пострадал от пожара. Огонь охватил здание после оперы Джакомо Мейербера "Пророк". Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации и костюмы. Но через год ТЕАТР был восстановлен и возобновил спектакли.

В 1965—1967 году была проведена полная реставрация театра, как снаружи, так и внутри. Именно тогда на сцене были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. На реставрацию правительством было потрачено 4 миллиона рублей и 9 килограммов чистого сусального золота.

А так как сусальное золото имеет свойство менять свой оттенок в зависимости от материала на который его наносят, все элементы лепки предварительно были покрыты медью.

Плафоны бельэтажа по форме напоминают ювелирные украшения - женские серёжки. Кстати, иногда во время спектаклей на сцену вдруг выбегали вооружённые грабители, и знатные дамы под угрозой расправы лишались своих серёжек и других драгоценностей, а их спутники - денег.

Но со временем архитектурное чудо разрушалось. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в пятидесятых годах 20 века были выполнены работы по укреплению фундамента ТЕАТРА. В основание фундамента через шурфы было залито расплавленное стекло. Но трещины продолжали расти. Поэтому с 1996 по 2007 годы ТЕАТР капитально реставрировали, а фундамент укрепили с помощью 1800 свай, которые под землей упираются в твердую каменную породу.

Свая в фундаменте театра. Фото автора
Свая в фундаменте театра. Фото автора

Кстати, в ТЕАТРЕ - 7 этажей! И четыре из них — ниже уровня земли.

Но продолжим нашу экскурсию.

С западной и восточной стороны ТЕАТРА расположены симметричные лестницы, ведущие в ложи бельэтажа. Именно здесь снимали знаменитую сцену Марлезонского балета в фильме "Три мушкетера" .

С ТЕАТРОМ связано немало легенд. Говорят, однажды на гастролях итальянский артист во время представления прямо на сцене зарезал свою партнершу. После этого в фойе в безлюдной темноте стали слышать громкий мужской хохот.

А еще якобы иногда в ТЕАТР "приходит" призрак Мишки Япончика: известно, что легендарному бандиту нравилось оперное искусство.

Также среди театралов есть мнение, что опера "Бал-маскарад" Джузеппе Верди часто сопровождается странными явлениями: то внезапно погаснет свет во всём ТЕАТРЕ (в 1998 и 2013 годах), то случится землетрясения (в 1977 и 1986 годах). Ведь один из ключевых персонажей этой оперы – цыганка-гадалка Ульрика, откровенная ведьма, в некотором роде медиум, связующий мире героев с потусторонними силами.

Вы ещё не сильно напуганы? Возможно, нам пора на выход?

Фото автора
Фото автора

Давайте посмотрим, какой вид открывается из дверей театра.

Фото автора
Фото автора

Центральный вход в ТЕАТР украшают скульптурные изображения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы».

А теперь давайте обойдем ТЕАТР вокруг и полюбуемся его архитектурой. Для этого свернем направо, к дому Навроцкого и скверу Пале-Рояль.

Фото автора
Фото автора

Сторона ТЕАТРА, выходящая на Пале-Рояль называется французской, а обращённая к бывшему Английскому клубу - английской.

Обратите внимание на двери. По периметру ТЕАТРА их 26 штук для быстрой эвакуации во время пожара.

Чтобы обойти здание вокруг, нужно спуститься по лестнице.

Фото автора
Фото автора

А потом подняться по другой и выйти к английской стороне здания.

Именно с этой стороны обычно фотографируют ТЕАТР туристы.

Но, если вы ещё не узнали ТЕАТР, подойдём к нему со стороны главного входа.

Над фасадом возвышается группа скульптур, изображающих покровительницу театрального искусства - музу Мельпомену на колеснице. Портик увенчан двумя скульптурами, символизирующими музыку и танец. На фронтоне портика несколько дат написаны римскими цифрами: первая строка - это годы начала и окончания строительства театра (1884 - 1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», указывающую на пожар в 1925 году. Затем следует дата (1967) и слово «restitutum» («восстановлено») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Фото автора
Фото автора

Отойдём от входа на несколько метров и увидим ТЕАТР с наиболее привычного ракурса. Это трёхэтажное здание в стиле венского барокко - Одесский национальный академический театр оперы и балета, который входит в пятёрку лучших оперных театров мира и который журнал «Forbes» включил в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.

Фото автора
Фото автора

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: