Что можно сделать в первую очередь, если у вас зависли деньги в виде задолженности от клиентов.
- Понять сколько вы можете реально ждать денег и на что в это время вы будете жить. От этого будет зависеть решительность ваших действий по сбору задолженности;
- Подписать со всеми акты сверки. А теми, кто отказывается это сделать – отправить их с уведомлением почтой. Они помогут в суде, даже если нет возможности предоставить первичные документы на реализацию.
- Взять согласие на обработку личных данных – это позволит при необходимости провести расследование финансового состояния собственника, который вам должен.
- Сегментировать свою дебиторку, как минимум на 3 категории:
- Реально проблемные.
Тут надо честно признаться себе в том, что «завтраки» не сработают и быть готовыми к незамедлительным действиям. Какие могут быть варианты:
• попробовать вернуть часть товара кондиционного обратно
• обратиться в суд, если, по вашей оценке, выхлоп больше, чем затраты. Тем более, что шансы восстановить отношения после суда больше, чем после списания плохого долга;
• взять дополнительные гарантии по оплатам (маловероятно, что дадут, но попытаться стоит, если люди порядочные и не хотят слиться, то вполне могут дать)
- Оплатят, но с задержкой.
С таких лучше получить дополнительные гарантии в виде залогов, поручительства физических или юридических лиц, собственных векселей. И если они отказываются – еще раз взвесить - насколько вы готовы рискнуть, ожидая денег, и не стоит ли прям сейчас подать в суд.
- Платят сейчас без проблем.
С этими – в любом случае имеет смысл регулярно созваниваться и сверяться. Самое эффективное - провести максимальное количество личных встреч, перепроверяться с партнером, освежить контакты, договоренности, передоговориться. Главное, что после таких встреч сильно проясняются перспективы сотрудничества, так как мы считываем невербальный материал – насколько открыто человек общается, в каком он находится эмоциональном состоянии (подавлен, спокоен и тд.), как реагирует на перспективы дальнейшего сотрудничества…
Не вестись.
В такие моменты многие начинают списывать на пандемию (или любые другие кризисы) свое нежелание платить. Для прояснения и подстраховки – можно погуглить финансовое состояние и информационный шум о клиенте, посмотреть соцсети (если ваши клиенты там есть) – кто и куда позволил себе съездить и купить. Плюс помнить и мягко говорить клиенту о стоимости денег, предлагать разделить тяготы ожидания денег в виде оплаты клиентам процентов за пользование коммерческим кредитом, который вы ему предоставили в виде отсрочки оплаты за товары или услуги. Те, кто в этот момент захотели мне сказать, что это нереально, что клиент не пойдет или не захочет потом работать – скажу, что это не всегда так. В моем опыте и опыте моих коллег, клиентов – случаев согласия много. Здесь вопрос убеждений, страхов, внутренних ограничений и значимости вас как партнера в глазах клиента. А что, если рискнуть и попробовать вынести эти темы на переговоры?....
Хочешь стать экспертом REALITY и автором нашего блога? Присоединяйся.