Театр не отображающее зеркало, а - увеличительное стекло
Культурная жизнь молодого советского государства в 1920-х годах находилась в постоянных поисках. Не был исключением и театр. Меняются роли основных действующих лиц: режиссер теперь не просто постановщик спектакля, но и своего рода экспериментатор. Уходят в прошлое "оформители" сцены, вместо них приходят профессиональные художники, которые материализуют картину, рожденную в воображении режиссера .
Несомненно, одним из ярчайших новаторов тех лет стал режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Мы хотим познакомить вас с двумя его работами в рамках конструктивистского театра - спектаклями "Великодушный рогоносец" и "Смерть Тарелкина".
"Великодушный рогоносец" - пьеса бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, написанная в 1921 году. Сюжет банально прост: поэт Брюно, мучается беспричинной ревностью к своей жене Стелле. В конце концов он заявляет жене, что успокоится лишь тогда, когда все мужчины села, от пятнадцати до шестидесяти лет, пройдут через её постель; тогда, полагал Брюно, он сможет узнать настоящего соперника, который не придет. Жалея мужа, Стелла какое-то время нехотя повинуется ему, но в итоге сбегает с волопасом Луи.
Мейерхольд решается на невиданный доселе эксперимент, он снимает занавес, кулисы, падуги, задник, оголяет кирпичную кладку стены, скрыв ее в полумраке.
По воспоминаниям исполнителя роли Брюно актера И. Ильинского:
На фоне задней кирпичной стены была поставлена игровая конструкция «Рогоносца». Я думал, что все это оголено временно и что к спектаклю будет повешен задник. [...] Я спросил его, когда же все это будет сделано. Он ответил мне, что он против кулис и задников.
-Но через сцену проходит помощник режиссера, буфетчица проносит чай и бутерброды. Театр так устроен, что через сцену все время ходят, так как нет другого выхода.
- Ничего, большинство мы оденем в прозодежду. Это будет очень интересно. На первом плане играют актеры, а сзади, в полутьме за конструкциями, могут свободно находится все участвующие и технический персонал.
Специально для спектакля художницей Любовью Поповой была разработана прозодежда для актёров и работников сцены, этому сюжету будет посвящен отдельный пост. Остановимся на конструкции сцены и декорациях. На сцене была возведена дощатая конструкция, которая отдаленно намекала на контуры мельницы, но не настаивала на сходстве. Это сходство дополнял собой лишь актер. Конструкция имела две сообщающиеся игровые площадки разного уровня, лесенки по бокам и скат-латок, по которому можно бы спускать мешки с мукой, а на деле стремительно съезжали - стоя или сидя - исполнители, выскакивая на широкую пустую сцену. В нужную минуту приходили в действие подвижные части конструкции: вертящиеся двери, ветряк, три колеса - белое, большое красное, и маленькое черное. На премьере за нехваткой рабочих рук Мейерхольд вращал колеса сам.
Сам Мейерхольд так говорил о своем детище:
Мы хотели этим спектаклем заложить основание для нового вида театрального действия, не требующего ни иллюзорных декораций, ни условного реквизита, обходящегося простейшими подручными предметами и переходящего из зрелища, разыгрываемого специалистами, в свободную игру трудящимися во время отдыха.
Премьера спектакля состоялась 25 апреля 1922 года.
"Смерть Тарелкина" - комедия-шутка в трёх действиях, написанная Александром Сухово-Кобылиным в 1869 году. Средней руки судейский чиновник Тарелкин инсценирует собственную смерть, чтобы сбежать от кредиторов. Он собирается присвоить себе личность недавно умершего соседа по квартире, Копылова. Дальнейшие действия Тарелкина состояли в организации собственных похорон. Для этого он известил о своей смерти полицию и коллег по работе, которые пришли к нему домой. На самом же деле в гробу лежала мумия, завернутая в несколько слоев тряпок. Чтобы никто не смог близко подходить, с ней Тарелкин посоветовал прислуге положить тухлую рыбу и сказать, что, так как труп лежит долгое время, что издает такой запах, и поэтому его быстрее нужно совершить погребение, но денег на это нет. В итоге обман Тарелкина был раскрыт, кредиторы получили свои средства, а Тарелкин с документами Копылова пропадает из виду.
В этот раз Мейерхольд сотрудничает с другим ярким представителем конструктивизма Варварой Степановой, которая оформляет сцену и декорации.
Премьера спектакля состоялась 24 ноября 1922 года и вновь прошла с огромным успехом.
С продолжением можно ознакомиться по ссылке.