Цены на золото показывают новые исторические рекорды. Какая связь может быть между этим взлётом цен и действиями ФРС. Попробуем разобраться.
В июле 2020 года цены на золото превысили рекордные уровни 2011 года, державшиеся 9 лет.
График 1. Цена на золото на исторических максимумах
Некоторые пытаются сопоставить рост цен на золото с ростом баланса ФРС.
График 2. Баланс ФРС (синяя линия) и цены на золото (жёлтая линия)
(Прирост в % к ценам 2003 года)
Получается не очень чёткая взаимосвязь. Наращивание баланса в 2008 году (=количественное смягчение), казалось бы, привело к росту цен на золото. Однако, есть два «но»:
Во-первых, золото начало расти раньше, ещё в 2005 году, задолго до количественного смягчения.
Во-вторых, раунд количественного смягчения, начавшийся в 2013 году, «привёл» не к росту, а к падению цен на жёлтый металл.
Что покупать – имеет значение
Интересную мысль по этому поводу высказали Геринг и Розенцвайг (Goehring & Rozencwajg) в своём обзоре за 4 квартал 2019 года. Заметьте, что уже тогда они предположили, что цены на золото будут расти. И основывались они на анализе структуры баланса ФРС.
Главная их идея такова: покупка краткосрочных госбумаг (Treasury bills) ведёт к большему эффекту, чем покупка других активов (в том числе покупка долгосрочных трежерис). Под эффектом понимается
- Рост денежной массы М2
- Рост цен (инфляция)
Именно благодаря упоминанию количественного смягчения, денежной массы и инфляции (всё это - сфера моих интересов), этот обзор двух товарищей, собственно, и попал в поле моего зрения (благодаря одному из моих читателей).
Но ещё одним из последствий действий ФРС должно было стать, по мнению Геринга и Розенцвайга, подорожание золота.
Замечательный прогноз, который сбылся
Приведу и график объёма тех самых краткосрочных госбумаг на балансе ФРС (график 3).
График 3. Объёмы Treasury Bills на балансе ФРС
Источник: https://fred.stlouisfed.org/series/WSHOBL
Как видно на графике, Бен Бернанке в 2008 году наращивал баланс ФРС, но при этом … распродавал короткие госбумаги. К 2013 году их на балансе ФРС не осталось вовсе.
А вот Джером Пауэлл в 2019 году (активная фаза – с 16 октября 2019 года) начал стремительно увеличивать покупки именно краткосрочных бумаг.
Предположительно, именно их большой долей в общих закупках ФРС объясняется и более выраженная реакция денежной массы на такое количественное смягчение.
При Бернанке максимальные темпы прироста денежной базы (отражают динамику баланса ФРС) составляли +116% (здесь и далее – годовые темпы), а денежная масса при этом росла максимум на 11%, то есть темпами в 10 раз меньшими.
При Пауэлле же максимальные темпы роста денежной базы едва достигли 58%. Но денежная масса при этом показывает чудеса роста, достигнув 24% (впервые после Второй мировой войны!). Заметьте, темпы денежной массы всего примерно в 2,4 раза меньше темпов роста денежной базы.
Условно говоря, с точки зрения влияния на денежную массу, количественное смягчение Пауэлла примерно в 4-5 раз (!) эффективнее, чем у Бернанке.
Итоги
Другими словами, как и предполагали Геринг и Розенцвайг, денежная масса показала результаты лучше, чем при Бернанке. Сбылся и их прогноз о росте цен на золото.
Пока не оправдалась другая часть прогноза Геринга и Розенцвайга, касающаяся инфляции. Пока взлёта потребительской инфляции в США мы не наблюдаем, хотя рост цен активов налицо.
Но, возможно, всё ещё впереди.
P.S.
Для тех, кто использует Телеграм:
Материалы этого блога можно на несколько часов (а иногда - дней) раньше прочитать на телеграм-канале "M2".
В Телеграме его можно найти, введя в строку поиска @m2econ.
Или воспользуйтесь ссылкой https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!