Найти тему
Realist Media

Откуда деньги: как Еврокомиссия ужесточает борьбу с «отмыванием» средств?

Пару месяцев назад зампред Еврокомиссии по экономическим вопросам Валдис Домбровскис предложил усилить борьбу с отмыванием денег. В частности создать надзорный орган на уровне Евросоюза для контроля за финансовыми операциями и мониторинг банковской деятельности. Руководитель проектов Mikhailov & Partners Private Services Group Александр Кузнецов рассказал в экспертной колонке Realist Media, как изменился список стран с сомнительной репутацией по движению денежных средств, и почему Люксембург можно назвать страной-защитником своих резидентов. 

О компании: Mikhailov & Partners Private Services Group (M&P) специализируется в области налогового, валютного, юридического консалтинга для HNWI клиентов и является официальным партнером российских банков и финансовых компаний, обслуживающих состоятельных клиентов (HNWI/ UHNWI), в числе которых Сбербанк Первый, Sberbank Private Banking, Группа «ВТБ», UniCredit, Промсвязьбанк и Альфа-Капитал. 

Негативным фоном стал ряд скандалов с отмыванием денег, в которых оказались замешаны европейские банки, включая Danske Bank A/S и Swedbank AB. Усилению мер также способствует брексит (Великобритании всегда выступала против идеи централизации). И, разумеется, далеко не последнюю роль играет пандемия коронавируса. Как показывает история, в результате мировых кризисов и рецессий, банковская система, стараясь сохранить стабильность, впускает в себя миллиарды «грязных» денег.

По мнению Еврокомиссии, существующая система по борьбе с отмыванием денег нуждается в усилении и централизации. В каждой из европейских стран действуют собственные регуляторы, отвечающие за соблюдение правил по борьбе с «грязными» деньгами. В связи с этим возникают определенные расхождения в интерпретации этих правил, предоставляющие лазейки для потенциальных нарушителей. К тому же у местных регуляторов не всегда хватает полномочий. 

Ярким примером послужило эстонское подразделение Danske Bank, которое работало как филиал, а не дочерняя компания. Эстонские органы даже не смогли прийти в его офис с проверкой. Как сообщает министерство финансов Эстонии, в рамках помощи в расследовании о возможном отмывании денег филиалами датского Danske Bank и шведского Swedbank, было подписано соглашение с американской юридической фирмой Freeh Sporkin & Sullivan LLP. Кроме того, все помнят нашумевшее дело Deutsche Bank, который заплатил $630 млн штрафов США и Великобритании за помощь коррумпированной группе банковских трейдеров и офшорных компаний в выводе из России более $10 млрд. По словам Домбровскис, для эффективной работы необходимо действовать на уровне Евросоюза.

-2

Широкой публике новые правила будут представлены в начале следующего года. На данный момент Еврокомиссия проводит тщательную оценку возможного влияния предложенной инициативы. Новый план включает в себя наделение Европейского банковского управление (EBA) новыми полномочиями для усиления контроля за эффективностью внедрения и использования правил по борьбе с отмыванием денег среди членов Евросоюза. Учреждена новая должность - надзиратель за соблюдением общих для стран ЕС правил. Должны быть налажены сотрудничество и обмен информацией между органами внутреннего контроля и органами финансовых разведок в странах ЕС, а также скорректирована работа с третьими странами, демонстрирующих низкий уровень борьбы с отмыванием денежных средств. К счастью, Россия не входит в этот перечень.

Помимо этого Еврокомиссия обновила список стран, с которыми необходимо соблюдать особую осторожность при проведении финансовых операций. Из черного списка вышли Саудовская Аравия, Американские Виргинские острова, Эфиопия, Шри-Ланка и Тунис. И появились 12 новых, в том числе Багамы, Барбадос, Гана, Камбоджа, Ямайка, Мьянма и Никарагуа. Как сообщает Еврокомиссия, новый список лучше согласован с международной рабочей группой по борьбе с отмыванием денег FATF.

Особое внимание обращено на транзитные страны, которые используются для транзитного движения денежных средств, к ним относятся Мальта, Кипр, Нидерланды и Люксембург.

По информации Reuters, Европейская комиссия направила письма с официальным уведомлением против Люксембурга, чтобы предотвратить отмывание денег и уклонение от уплаты налогов резидентами герцогства.

Еще в мае 2018 года были приняты новые правила Европейского Союза для более тщательного изучения финансовых активов, контролируемых политиками и владельцами крупных компаний, для пресечения отмывания денег, и Люксембург, по их мнению, входит в число стран ЕС, которые не в полной мере их применяют.

В отдельном требовании, исполнительная власть ЕС призвала Великое Герцогство изменить закон, который позволяет компаниям сокращать свое налоговое бремя сверх того, что разрешено правилами ЕС, поскольку это приводит к снижению налоговых поступлений в других государствах ЕС.  Правовые действия Евросоюза могут привести к штрафам, если государства-члены не будут применять в полной мере принятые законы.

Отдельно отмечается, что Люксембург, это страна с населением в 600 тысяч человек, и при этом имеет столько же прямых иностранных инвестиций, сколько США и намного больше, чем Китай. 

Согласно данным, приведенным в отчете Международного валютного фонда в прошлом году, ПИИ в Великом Герцогстве составили 4 триллиона долларов. Исследование международного валютного фонда говорит, что значительная часть этих денег хранится в подставных компаниях, созданных транснациональными корпорациями, которые не ведут никакой реальной коммерческой деятельности в Люксембурге, добавив, что благоприятный налоговый режим является одной из основных причин создания этих финансовых инструментов.

Комиссия заявила, что текущее законодательство Люксембурга разрешает фирмам совершать слишком большие вычеты в качестве расходов, что не соответствует общим правилам ЕС. Аналогичный судебный иск был подан также против правительства Португалии. Люксембург обвиняют еще и в том, что он не имплементировал до конца новые правила ЕС, которые вступили в силу в этом году в блоке из 27 стран. При этом более половины стран-членов Евросоюза сталкиваются с аналогичными правовыми проблемами и претензиями со стороны Комиссии. 

Это не первый случай, когда Люксембург задерживается с применением новых правил в отношения отмывания денег. Несоблюдение Люксембургом закона, принятого в 2015 году, вынудило Комиссию подать иск в верховный суд Евросоюза, что является последним этапом при нарушениях законов ЕС в отношении государств-участников, которые не соблюдают общее законодательство.

После этого процесса Люксембург в конечном итоге принял новое законодательство, которое требует раскрытия информации о владельцах компаний и трастах, усиления полномочий против отмывания денег и ужесточения проверок банков, юристов и бухгалтеров. Но у резидентов участников было немало времени, чтобы успеть подстроится под новые правила.

 Мы имеем возможность в очередной раз наблюдать за противостоянием Люксембурга и Еврокомиссии. Интересно это в первую очередь тем, что Люксембург в отличии от других популярных низконалоговых юрисдикций умеет вести диалог с Комиссией, если не на равных, то очень достойно, так как не спешит внедрять новые директивы и предоставляет возможность своим резидентам принять определенный ряд действий во избежание негативных последствий. Наверное, именно эта надежность и гибкость Люксембургских властей в переговорах с регулятором и делает Люксембург популярным во всем мире для хранения капиталов.

Разумеется, важно понять, как эти изменения и инициативы скажутся на России. Как уже говорилось выше, Россия не входит в список стран, требующих особого внимания. Однако стоит учесть, что любые расчеты в евро с использованием финансовой системы Евросоюза будут нести риски дополнительных проверок. К тому же 28 июля Министерство финансов предложило поправки в Бюджетный кодекс, которыми предлагается перечислять в Пенсионный фонд России денежные средства граждан, законность получения которых невозможно доказать.

Читайте также: как вывести корпоративную культуру из параллельной реальности