Продолжение рейтинга компаний с лучшими дивидендными акциями на Московской бирже в 2020 году. Первая часть
На пятом месте списка идет строительный гигант «ЛСР». У компании пока нет длинной дивидендной истории, но зато она может похвастаться выплатами в 78 рублей на одну акцию в течение пяти лет с 2015 по 2019 годы. Коронакризис, конечно, повлиял на компанию, и она все-таки была вынуждена понизить дивиденды, но велика вероятность, что уже в 2021 мы сможем снова увидеть это заветное число 78. Средняя дивидендная доходность «ЛСР» за последние пять лет составляет 9,24%.
С одной стороны понятно, что кризис вредит строительной отрасли, но с другой стороны мы также понимаем, что программы льготного кредитования во многом нацелены на то, чтобы поддержать застройщиков, а не только помочь людям обзавестись необходимым жильем. По прогнозам экспертов эти программы действительно возымеют свое действие и пойдут на пользу. Поэтому сейчас даже у многих аналитиков можно увидеть инвестидеи по покупке акций таких компаний, как «ЛСР», «Пик» и так далее.
Компанию «Норникель» (ГМК) тоже нередко относят к дивидендам аристократам, хотя это, конечно, не совсем корректная формулировка. С 2007 по 2012 годы ГМК платила максимально низкие дивиденды, но сейчас мы видим в составе акционеров расхождение позиций. Часть выступает за урезание дивидендов, часть наоборот заинтересована в том, чтобы дивиденды выводить. Именно поэтому в последние несколько лет «Норникель» действительно показывал весьма приличные дивиденды и радует здесь именно высокий темп роста выплат в последние годы. Но, конечно, это не типичный аристократ, несмотря на то, что средняя дивидендная доходность за последние пять лет – 9,45%.
Сейчас компания находится в довольно непростом положении, связанном с авариями. И понятно, что там будут расходы на компенсацию ущерба, пока непонятно какими эти расходы окажутся. Очень вероятно, в итоге дивиденды будут, как минимум, сокращены. Вряд ли будет полный отказ, но тем не менее. С другой стороны, сейчас акции ГМК торгуются по не самый плохой цене. И если покупать с расчетом на долгий срок то, возможно, это может стать довольно выгодной дивидендной ставкой.
Также стоит упомянуть акции Сбербанка, которые считаются привилегированными. Если посмотреть на график дивидендных выплат, то увидим, что до 2015 года компания не очень баловала своих акционеров высокими выплатами. Но вот в 2017 году график выплат резко пошел наверх, причем здесь мы видим действительно очень высокие и стабильные темпы роста, начиная с 2016 года.
Если по итогам 2020 года никаких решений по сокращению дивидендных выплат мы не увидим, то дивидендная доходность за последние пять лет составит 6,2%, что весьма неплохо для такой популярной компании российской рынка акций.
Следующий участник рейтинга – производитель минеральных удобрений «Акрон». Как правило, компания не попадает в список дивидендных аристократов. До 2016 года здесь не было ничего примечательного, но потом ситуация резко изменилась и за последние пять лет компания стабильно выплачивает больше 300 рублей на одну акцию. Нужно понимать, что «Акрон» платит не менее 30 процентов от чистой прибыли, но, так как компания уже прошла пик инвестиционной программы, она может позволить себе и более щедрые дивиденды, что собственно и делает в последнее время.
Очередной кандидат в «дворянское дивидендное сословие» – это Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Компания не баловала дивидендами до 2015 года, но зато потом посмотрите, что творится с динамикой роста дивидендных выплат. К сожалению, коронакризис все-таки ударил по этому победному дивидендному маршу, и дивиденды были порезаны. Но, вполне вероятно, что уже в 2021 году компания все-таки сумеет исправить ситуацию. Так или иначе, за последние 5 лет доходность компании составляет 11,2%. По дивидендной политике, которая была изменена в 2019 году, НЛМК балует акционеров и ежеквартальными выплатами.
Еще одна металлургическая компания, которая тоже показывает схожую динамику дивидендных выплат – «Северсталь». До 2014 года у компании были дивиденды весьма скромные, но зато потом компания сумела их существенно улучшить. Но здесь грустный момент заключается в том, что еще до кризиса, «Северсталь» стала уменьшает дивиденды. Еще в 2019 году выплаты были ниже предыдущего пика, так или иначе дивидендная доходность компании за последние пять лет – 12%. Это тоже весьма хороший показатель, сейчас у компании ситуация на рынке не очень благоприятная, это циклический бизнес и он, конечно, страдает от падения цен, которое началось еще до кризиса текущего. Но все же это компания со своей нишей, которая имеет хорошие перспективы.
«Фосагро» – компания, которую к аристократом точно назвать нельзя. У нее не такая большая история выплат, и нет большой стабильности. Но все же средняя доходность компании за последние пять лет составила 6,4%.
Как правило, к дивидендным аристократам относят не только крупные компании, но и компании с небольшой капитализацией. Здесь нельзя обойти вниманием энергетическую компанию ТГК-1. Дивиденды компании стабильно растут с 2010 года, а в последние несколько лет размер выплат вообще подлетел в космос, и ее средняя доходность за последние пять лет составила 5,7%.
Из не самых популярных компании на российском рынке можно также отметить, например «Пермэнергосбыт», которая очень радует дивидендами, и что важно их динамикой в последние пять лет. По сути вот с 2017 года мы видим такой неуклонный рост ее средняя доходность, которая за последние пять лет равна ты почти 13%.
В заключение хотелось бы сказать, что на российском фондовом рынке действительно много дивидендных истории, много компаний, которые будут вероятно менять дивидендную политику в ближайшие несколько лет. И конечно дивидендных аристократов и королей в классическом понимании этого слова у нас нет. Но российский рынок может быть интересен именно с точки зрения поиска таких дивидендных историй с одной стороны, с другой стороны в компаниях, которые пока не находятся в фазе зрелости и которые пока еще имеют потенциал для роста котировок. Такие компании на российском рынке нужно разыскивать и такие истории действительно у нас есть, и могут появиться еще в ближайшие несколько лет.