Найти тему

Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития?

Оглавление

Сюда я решила собрать то, что ребёнок должен знать к трём годам, чтобы не приходилось говорить о каком-либо отставании в развитии интеллекта.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В этом материале этакий синтез собственного опыта: задания и знания, которых требовали наши педагоги и проверяла ПМПК. При составлении я сверялась с методическими рекомендациями для ПМПК.

Необходимый объём минимальных знаний ребёнка к 3 годам

Внимание: ниже идёт речь только об уровне развития невербального интеллекта. Такие навыки, как моторное развитие, развитие речи и самообслуживание, которые также важны для гармоничного развития ребёнка, в статье не учтены.

🔆 Восприятие формы

Знать и показывать основные формы: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

Дополнительно: может знать ромб, овал, звездочку, трапецию.

Должен раскладывать по рамкам-вкладышам фигуры. Допускается примеривание и перебор.

При умственной отсталости ребёнок будет упорно пытаться "впихнуть невпихуемое", не замечая ошибки - например, квадрат утрамбовывать на место для овала.

🔆 Восприятие цвета

Знать и показывать основные цвета: зелёный, красный, желтый, синий.

Дополнительно: белый/черный. Может знать оттенки: оранжевый, розовый, голубой и прочее.

При умственной отсталости дети часто вплоть до школьного возраста не могут сказать где какой цвет. Могут не различать цвета.

🔆 Восприятие величины

Ребёнок должен складывать пирамидку в правильном порядке из 5 колец.

Вместо пирамидки может быть аналогичное задание - сбор 3-6 разноразмерных стаканчиков (собрать, вкладывая стаканчики друг в друга).

Различение по изображению и в реальной жизни какой, допустим, мячик маленький, а какой - большой.

Для этого задания при умственной отсталости требуется специальное обучение, а первые успехи с ним наблюдаются только к 5-6 годам.

🔆 Соотнесение "часть-целое"

Ребёнок должен правильно собирать разрезную картинку из 2-4 деталей.

Дополнительно: может собирать маленькие пазлы (3-6 фрагментов), может собирать по образцу небольшие башни из кубиков/конструктора, простые узоры из кубиков Коса.

🔆 Поиск сходства

На возраст 2 года ребёнок должен находить аналогичные изображения. Например, понимать, что к уточке в пару подойдёт такая же уточка.

К 2,6 годам должно включится понимание, соответствия не похожих внешне, но идентичных предметов: например, на изображение овечки ребёнок должен поставить фигурку овечки, отличной от картинки.

К 3 годам ребёнок может подыскивать в пару изображению его "тень".

🔆 Поиск различий

Замечает, чего не хватает у изображений. Например, он покажет, что у машинки без колёс нет колёс.

Может находить заметные отличия на примерно одинаковых картинках.

🔆 Базовые математические представления

Ребёнок должен владеть счётом до 3 и показывать нужное количество пальцев.

На ПМПК это проверяется заданиями типа "Дай мне 1 кубик, ещё один кубик, 2 кубика", Сколько здесь кубиков?" и т.д.

Если не знает цифр (не учили), ребёнок должен определять количество предметов по принципу "Один/много".

🔆 Графические навыки

Умеет схематически нарисовать простые формы, человечка, линии.

Ребёнок этого возраста при достаточной практике может раскрашивать, не выходя за контур.

При каких условиях отставание не связано с состоянием интеллекта?

Все навыки ребёнка сильно зависят не только от того, насколько у него нормальное развитие, но и от его взаимодействия с окружающей средой и сопутствующих особенностей здоровья.

Например, выше я пишу о том, что ребёнок должен знать фигуры, цвета и прочее. Однако все эти знания тесно связаны со зрительным восприятием, и если у ребёнка имеются с ним проблемы, то в первую очередь стоит работать именно со зрением, то есть, посетить офтальмолога, купить очки и прочее, а не требовать, чтобы малыш разглядел, где какая фигура, например.

Даже при полном интеллектуальном здоровье ребёнок никогда не сможет ответить на вопрос где треугольник или где синий мяч, если никто в окружении ему этого не объясняет. Все знания ребёнок собирает из бесед и занятий с окружающими его людьми. Притом многие понятия типа цвета, форм, не запоминаются с одного раза - требуется периодическое повторение и применение полученных знаний в бытовых ситуациях, игре и разговорах.

Также не надо ждать, что ребёнок отлично справится с заданиями на взаимодействия с какими-либо предметами без практики. Например, чтобы нормально рисовать, нужно практиковаться с карандашом - учиться его держать в руке, чиркать им, экспериментировать. Если малышу карандаш в руки никто и никогда не давал, не стоит ждать, что он сходу проявит чудеса рисования и раскрашивания - его умения будут очень плохи и будут нуждаться в практике, несмотря на то, что ребенок умственно вполне полноценен.

Многие задания в этом возрасте дети выполняют по наглядному образцу. Даже полностью здоровому, понятливому и понимающему речь ребёнку может потребоваться сначала объяснить и пару раз показать, как делать то или иное задание.

Почему у особых детей могут быть трудности при выполнении и усвоении данного материала?

У детей с нарушениями развития (ЗПР, алалия, аутизм) ситуация посложнее. Ребёнок может быть полностью интеллектуально сохранным, однако особенности диагноза будут тормозить и мешать усвоению информации. Однако, это не значит, что научить нереально. Просто нужно запастись терпением и учитывать мешающие факторы.

В случае алалии с сенсорным компонентом, например, практически бесполезны словесные инструкции - ребёнок не понимает речь. Приходится опираться на внимание (тоже очень неустойчивое) и зрительное восприятие. Проще говоря, надо поменьше слов и побольше наглядно показывать, ловя внимание, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.

Для детей с ЗПР используется та же тактика. Они больше "дружат" с речью, чем алалики, но всё равно нередко имеют пробелы с вниманием, пониманием обращённой речи и в целом развиваются медленнее.

Дети с РАС - особая категория товарищей, с которыми прежде всего надо работать на вызов коммуникации и имитации. Без коммуникации ребёнок даже не будет смотреть в сторону родителя и слушать, что от него требуется. А отсутствие имитации мешает им действовать по образцу, учась и перенимая опыт.

Кроме того, для детей с нарушениями развития следует делать скидку на сроки появления навыков и знаний. В конце концов, все сохранные интеллектуально дети к 18 годам будут знать и круг, и квадрат, и какой цвет красный, а какой зелёный. Нужно только поработать с их развитием и не делать трагедии из того, что к определённому возрасту ребёнок чего-то не знает.

Вы заметили, что ребёнку что-то не удаётся из списка выше. Какая тактика должна быть в этом случае?

Для родителей абсолютно всех детей я советую, прежде всего, НЕ действовать по принципу: "Вася-сосед собирает в нашем возрасте пазл из 10 деталей, значит и мой должен." Лучше ориентироваться на умения самого ребёнка.

Сейчас он уверенно справляется с 2 деталями пазла? Значит дайте 3, затем 5 и так далее. Не знает 4 цветов? Не заталкивайте в голову сразу 4, а сначала уверенно выучите 2, а затем ещё 2.

Со всеми без исключения детьми, вне зависимости от наличия расстройств развития, всегда работает тактика начинать с малого и постепенно двигаться вперёд, усложняя задания, когда ребёнок перестаёт справляться с ними без затруднений. Так удастся заинтересовать ребёнка, избежать негативизма к занятиям и последовательно выстроить всё интеллектуальное развитие.

Как всегда, спасибо, что читаете меня :)

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)

Как чтение сказок развивает речь ребёнка?