Огнестрельное оружие граждан колонии Новая Франция играло такую же важную роль в защите Канады от британцев и враждебных индейцев, как и пехотные ружья регулярных военных частей. В этой статье мы поговорим о гражданских вариантах длинноствольных ружей с кремневым замком, которые продавали/выдавали жителям Новой Франции.
Условно эти ружья можно разделить на два типа - обычные охотничьи ружья и специальные ружья. Первый тип, самый распространенный использовался простыми людьми и гражданским обществом в целом. Второй тип, менее популярный в народе, но нужный для поддержания статуса-кво старших офицеров и дворянства.
Обычные ружья
Охотничьи ружья появились в Канаде очень рано и их можно было найти везде, куда дотянулось французское присутствие. Например, в 1671-1672 годах во время миссии Сен-Франсуа-Ксавье в Гудзоновом заливе интендант Талон любезно предоставил большое количество ружей, которые очень пригодились для добычи пропитания на охоте.
Во второй половине 17-го века канадская колония не импортировала охотничьи ружья какого-либо конкретного типа, и это оружие не обладает характеристиками, отличными от тех, которые использовались во Франции. Однако, с начала 18-го века появилась модель ружья, чье имя стало нарицательным для всех канадских, охотничьих ружей.
Среди основных поставщиков оружия для гражданского рынка Канады были два производителя и конкурента - фабрика в г. Тюль и оружейный завод в г. Сент-Этьен. Нужно сказать, что Канада, являясь ресурсным придатком Франции, своего оружия не производила. Хотя и имела металлургическое производство в г. Труа-Ривьер.
Ружья из Тюля
Фабрика в городе Тюль была основана в 1691 году Фенисом де Ла Комбом. Рынком, который он стремился завоевать, стало оружейное обеспечение стрелковым оружием войск и кораблей Морского министерства Франции. Кроме этого, де ла Комб пользовался монаршей благосклонностью в отношении производства охотничьих ружей.
Охотничьи ружья фабрики Тюль очень сильно походили на ружья, которые она производила для Морской пехоте (т.н. полу-регламентная модель). Однако, гражданская модель отличалась от военной изяществом своих форм, легкостью и меньшим калибром - 28 пуль на фунт, против 18 пуль у военной модели. 28 п/ф это примерно 14,2 мм, 18 п/ф - 17,5 мм.
Мелкие отличия были в материале отделки гарнитуры (была два варианта желтая медь или железо), форме лицевой пластины замка, деревянное ложе доходило почти до дульного среза, т.к. охотничьи ружья не требовали установки втулочного штыка. Как правило, качество гражданских моделей Тюля было настолько же хорошим, как и военных.
Исследователи отмечают, что есть некоторые охотничья ружья с контр-пластиной в форме буквы «S», идентичной пластине гренадерского пехотного ружья того же периода. Предполагается,что данное модель была предназначена для вооружения ополчения.
В других случаях контр-пластина немного более утонченная и имеет посередине кольцевой фриз (охотничье ружье). Возможно даже, что охотничьи ружья, предназначенные для ополченцев, могли быть оснащены стволами калибра 18 пуль на фунт.
Экземпляры ружей, предназначенные для временной или даже безвозмездной выдаче туземным воинам (здесь речь не идет о торговых ружьях), кажется, были изготовлены с не с таким тщанием, как для колонистов.
Один экземпляр ружья Тюля, хранящийся в Музее 22-го Королевского полка в Квебеке, прибыл в Канаду без установленной задней контр-пластины замка. Возможно, что ружье не прошло испытаний при приемке, и эта деталь пошла на комплектование другого ружья, но все же неисправный экземпляр был отправлен в Канаду, может быть в качестве ЗИПа.
Например, в письме интенданта военно-морского арсенала в Рошфоре от 12 июня 1731 года упоминается,что 200 торговых ружей и 50 пистолетов из Сент- Этьена, которые не прошли испытания, тем не менее были отправлены в Квебек, несмотря на брак. Даже если такая ситуация специфична для фабрики Сент-Этьен, мы можем сделать вывод, что, вероятно, то же самое было справедливо и для других заводов.
С первых лет своего основания фабрика Тюль производила охотничьи ружья специально для канадского рынка. В контракте от 25 марта 1696 года сьер "де ла Комб обязан предоставить ежегодно в течении 5 лет по 600 охотничьих ружей для колоний Канада и Акадия". Стволы должны были иметь длину в три фута девять дюймов (1,215 м), в отличии от трех футов шести дюймов( 1,134 м) последующих заказов с 1716 по 1734 год.
Характеристики охотничьих ружей начала 18 века очень мало отличаются от характеристик ружей, заказанных в 1734 году. Экземпляры, которые удалось отследить в регионе Квебека и далее на север в регионе Лак-Сен-Жан (один из которых относится к 1716 году, а другой к 1734 году), показывают, что модель почти не изменяется - крепления ствола и замки идентичны.
Стволы одинаковой длины и соответствуют эволюционным критериям гренадерских и солдатских ружей (1190 мм). Различия в основном касаются форм тыльной пластины приклада, предохранителя спускового крючка, и контр-пластины замка, которая становится все более надежной и менее стилизованной.
С другой стороны, известно, что по желаю заказчика длина ствола могла значительно изменятся. Несколько раз были отмечены заказы, в которых требовали более длинных стволов. Так было, в частности, в 1713 году с заказом на 500 охотничьих ружей Тюля, предназначенных для Канады, в котором Главный интендант ВМФ Бегон выразил желание, чтобы ружья были «на 4 дюйма длиннее чем те [...] что сейчас в наличии».
Несколько лет спустя де ла Комб подал прошение Королю от 3 июня 1723 года, попросив о корректировке цен на 230 ружей, которые он отправил в арсенал Рошфор для Канады. В качестве обоснования справедливости своей просьбы, он утверждал, что эти ружья на четыре дюйма длиннее, тех параметров,что были указаны в его последнем контракте. Т.е. Комб предоставил 230 ружей с длиной ствола 3 ф. 10 д. - 1242 мм.
Козни Сент-Этьена
Королевский завод в Сент-Этьен, основной конкурент Тюля, очень рано заинтересовался рынком Новой Франции, который являлся очень интересным выходом для реализации гражданского оружия при условиях абсолютной монархии и жестких законов о владении огнестрелом в материковой Франции.
Но фабрика Тюль, которая наработала отличную репутацию в области охотничьих ружей, не намерена была легко сдаваться и всегда оставалась сильным противником. Однако Сент-Этьен контролировал рынок поставок оружия для Армии и фактически обладал монополией на производство торговых ружей для Канады.
При этом управляющие Сент-Этьеном не лезли до 1740-50-х на рынок стрелкового оружия для Морского министерства, оставляя его целиком для фабрики Тюля. Как видно, границы рынка были четка определены, и конкуренция касалась только охотничьих ружей.
В начале 18 века некий торговец оружием из Сент-Этьен по фамилии Женти, обратился с прошением к Королю, что готов взять на себя ответственность за объем производства ружей в фабрике Тюля по более сходной цене, если ему будет передана во владение эта фабрика.
Разбирательство шло на самом высоком уровне. Повторюсь, что дело шло в государстве с абсолютной монархией, где Король был полностью властен над имуществом и жизнью своих подданных. В конце концов де ла Комб отстоял свое право на фабрику и гос.заказы для Канады.
Однако, после многочисленных интриг и подковерной борьбы, руководству Сент-Этьена удалось в 1705 году добиться, чтобы его охотничья ружья попали в очередной канадских заказ. Но лучше бы они этого не делали.
В письме, адресованном Бегону 25 марта того же года, губернатор Канады Водрей и интендант Богарне жалуются на «оружие, отправляемое в эту страну» торговцами из Ля-Рошели и из «Фореза», и «просим, чтобы ружья были из Тюля».
Жесткое неприятие канадцами изделий Сент-Этьена, окажет решающее влияние на распределение заказов на поставку охотничьих ружей в пользу Тюля, оставив Сент-Этьену превосходство только на рынке торговых ружей.
Примерно с 1700 по 1730 год фабрика Тюль была единственной, кто выпускал модель «охотничьего ружья для Канады»: везде она предпочиталась любой другой, и ее качество объясняет ее популярность. Технически, в течение этих 30 лет, модель претерпевает лишь небольшие изменения во внешнем виде, как писалось выше.
Охотничье ружье Сент-Этьен
Но директора Сент-Этьена не собирались сдаваться. Изучив продукт своего конкурента из Тюля, они вернулись к конкурентной борьбе в начале 1730-х годов и начали предлагать аналогичный продукт, который позволил им, если не навязать свою продукцию, то по крайней мере, отрезать кусок от общего пирога.
Модель охотничьего ружья Сент-Этьена, хотя и очень хорошо спроектированная, не сможет полностью устранить своего конкурента, но тем не менее займет завидную долю на рынке охотничьего оружия в Канаде. Более того, с приближением Семилетней войны в запасах королевских складов в Квебеке и Монреале насчитывается больше охотничьих ружей из Сент-Этьена, чем из Тюля.
Хотя оно довольно хорошо сделано, но охотничье ружье Сент-Этьен занимает второе место по соотношению цены и качества после Тюля. Ружье не испытано также строго, как пехотные ружья, оно имеет меньший вес а, следовательно конструкция ослаблена.
Эти так называемые «Форезкие» ружья отличались от друг от друга формой пластин и курка оружейного замка: большие и плоские для военной модели, маленькие и выпуклые для торгового ружья и маленькие и плоские для охотничьей модели.
* « Forez », « Forest » или « Forêt » - название бывшей французской провинции в среднем течении Луары, т.е. там, где располагались оружейные мастерские Сент-Этьен.
Сохранившиеся образцы охотничьих ружей из Сент-Этьена, позволяют определить дату их массового использования в Канаде - 1730 год. Они довольно похожи на изделия Тюля, а тщательный сравнительный анализ позволяет предположить, что качество этого оружия, если не выше, то по крайней мере, сопоставимо.
Все образцы, которые смогли проанализировать исследователи (на 1999 год, название книги в конце статьи), имеют клеймо (на внешней стороне лицевой пластины замка) «Леже-Дюкло», оружейника из Сент-Этьена, который, кажется, являлся официальным поставщиком между 1730 и 1760 годами.
Особенности ружья Сент-Этьен невелики и мало чем отличаются от модели Tюля: ствол крепиться к ложу 4-мя штифтами вместо 3-х, подогнивная пружина заканчивается в форме заостренной водяной капли, ярче выражены деревянные планки с каждой стороны замка, преимущество спусковой скобы состоит в том, что она крупнее и похожа на таковую у пехотного ружья.
Тюль это надежность
Несмотря на все усилия Сент-Этьен, ружья Тюля до самого конца французского режима в Канаде пользовались неоспоримой репутацией. Обычно во время приемочных испытаний доля бракованных ружей достигала от 20% до 25% для изделий Сент-Этьене и 5% для изделий Тюля.
Например, в сентябре и октябре 1750 года интенданты и оружейные эксперты арсенала Рошфора приступили к испытанию 200 охотничьих ружей из Тюля, которые были предназначены для отправки в Квебек. Из 200 ружей только десять давали стабильные осечки, и только одно забраковано, как негодное.
Ружья со стабильными осечками,были тщательно проверены, а все недостатки тщательно записаны - плохо просверленные запальные отверстия, плохо отрегулированные замки, пружины и т.д.
Для Сент-Этьена похожие результаты менее убедительны. 27 марта 1748 года господа Боттро и Лемуан заключили контракт на поставку 800 охотничьих ружей для колонии Квебек. При первом тесте 347 из 569 ружей не прошли испытания. Оружие было забрано поставщиком на доработку. После второго испытания 229 ружей из 347 снова были отправлены на исправление неисправностей.
Эффективность.
Длина ствола, отделка, форма замка , все это конечно интересно, но какова же эффективность обычных охотничьих ружей для Канады в 18 веке?
Все эти длинные ружья стреляли большой круглой пулей, заряженной в ствол без нарезов. Значительная обтюрация (прорыв пороховых газов между пулей и каналом ствола) и низкая начальная скорость (320 м/с для пули из пехотного ружья модели 1717,28,26,54) не способствуют выдающимся баллистическим характеристикам.
Следует отметить, что в это время уже существовали различные сорта пороха в зависимости от предназначения. Пороха для военных нужд, охоты или торговли, имели сильный дисбаланс в сторону уменьшения выделения энергии.
Можно сказать, что на расстоянии 90 метров, дистанции которая сегодня является идеальной для охоты на лося, у стрелка есть был один шанс из пяти, чтобы прицелиться в него и совершить успешный выстрел.
12 сентября 1753 года, некий искатель приключений под инициалами J.C.B., ( J.C.B. Voyage au Canada fait depuis l'an 1751 jusqu'en 1761), поведал, как он с группой товарищей охотился на черного медведя реке Оттава. Стреляя из охотничьих ружей со средней дистанции в 300 футов (72 метра), им понадобилось 10 попаданий, чтобы свалить медведя с ног. Этот случай дает хороший пример эффективности тогдашних ружей.
Что касается военного использования охотничьих ружей, то можно привести пример Боя за Форт Необходимость 3 июля 1754 года. В составе французских сил, осадивших молодого Вашингтона, присутствовали и канадские ополченцы.
Французы находились в лесу на возвышенности "в пределах легкой досягаемости мушкетов из форта" и вели обстрел укрепления из-за укрытий. с 11 утра до вечера, пока не хлынул проливной дождь. Итог- потери англичан 31 убитый, 70 раненных, потери франко-индейских сил - 3 убитых, 19 раненых.
В заключение можно сказать, что смертоносность кремневых ружей лежит, прежде всего, в большой массе пули, которая на коротком расстоянии практически не оставляет шансов для животного или человека. После 150 футов полета начинает возрастать сопротивление воздуха, и пуля быстро теряет скорость, траекторию и силу удара.
Цены и распределение
Цены на охотничьи ружья Тюля вы сможет узнать, пройдя по ссылке в конце статьи ( Ружейный голод Новой Франции). Вопрос по распределению, мной пока , как следует не переведен и адаптирован. Но если кратко, то охотничье оружие простые жители Канады покупали.
Согласно колониальным законам все мужское население, кроме священников конечно, подлежало службе в ополчении. Ружья ополченцы должны были приобретать за свой счет. Малоимущим оружие выдавалось безвозмездно, но под отчет.
Так как с наличностью в колонии было туго, то расчет за оружие мог производиться продуктами натурального обмена. Главным образом это касалось фермеров, в разное время это была свинина, горох и пшеница. Один из законов обязывал владельцев сеньорий обеспечивать огнестрельном своих арендаторов (что такое сеньория в Канаде можно узнать вот из этого обзора).
Еще одной уловкой было мобилизовать ополченцев на строительство укреплений, выдать им оружие и вычитать его стоимость из жалованья, которое полагалось за строительные работы. Подробнее этот вопрос с датами и хронологией я освящу в одной из следующих статей.
Статьи из цикла "Стреляющая Канада"
Источник: "Оружие Новой Франции", автор Руссел Орор Бушар