Ставка – это стоимость, которую запрашивает компания-перевозчик, берясь за какой-либо транспортный заказ. Ставка может назначаться как в едином формате, так и за определенную часть работы.
То есть, при подсчете, перевозчик может запросить ставку за весь маршрут, либо разделить маршрут на несколько участков, каждый из которых будет иметь свою ставку. Например, если часть пути проходит через высокогорный участок и повышает расход топлива.
В большинстве случаев это не имеет значения для заказчика – с ним обсуждается только итоговая стоимость перевозки. Но если рассматривать вопрос глубже, то нужно понимать, из чего вообще строится ставка и общая стоимость услуги.
Отрасль перевозок не имеет государственного регулирования, относительно устанавливаемых тарифов. Поэтому ставка зависит от рынка, типа отношений между заказчиком и перевозчиком, а также от финансовых способностей компании. В общем, транспортные фирмы ставят такие тарифы, какие посчитают нужными.
Факторы, влияющие на цену
Есть несколько базовых факторов, которые логисты компании учитывают, составляя свои тарифы:
- Чистая ставка. Это оплата за единицу. Скажем, пройденный километр или час чистой работы водителя. Могут применяться показатели тонны, количества рейсов или дневных смен.
- Время нагрузки. То есть, считается, сколько времени автомобиль будет находится под нагрузкой. Ведь клиент платит за доставку именно груза, а не самой машины.
- Нулевая дистанция. Это расстояние, которое грузовику придется пройти, чтобы добраться от своей базы до того места, которое заказчик обозначит как место загрузки.
- Холостой пробег. Иногда может учитываться дистанция, которую машина пройдет до своей базы после того, как разгрузится и завершит доставку. Также холостой ход будет учитываться в сложносоставных доставках. К примеру, если водителю придется делать два «хода» на базу загрузки, или перемещаться между несколькими точками без груза.
Учитываются также и условия маршрута. Очевидно, что переезд по снежной тундре зимой обойдется дороже, чем рейс по равнине в умеренном климате. Климат влияет не только на скорость ТС и расход топлива, но и на зарплату водителя.
Если говорить проще, то логистам нужно понять картину, насколько сложной и далекой будет та доставка, которая требуется клиенту. И уже на основании этого переходить к формированию плана оплаты.
Клиенту, чаще всего, предлагается тариф за один указанный заранее показатель. Этот показатель должен быть четко обозначенной величиной и подлежать легкому подсчету. К примеру, километр маршрута или тонна груза.
Ценообразование
После того, как логисты подсчитали, какие расходы они понесут за доставку, им нужно определить запрашиваемую с клиента цену, чтобы выйти в прибыль. Простыми словами, они должны подобрать такую ставку, которая принесет компании заработок, но при этом не спугнет заказчика.
При ценообразовании ориентируются на следующие моменты:
- Рыночная среда. Какой тариф предлагают конкуренты на подобные маршруты и грузы.
- Оценка платежеспособности заказчика. Клиентские компании могут иметь разный оборот средств и имеют разную «чувствительность» к расходам.
- Оценка отношений с заказчиком. Как и во многих других сферах бизнеса, в логистике возможны скидки постоянным клиентам, разработка программы лояльности или наоборот, повышение цены для некоторых заказчиков. К примеру, если клиент делает один сложный заказ и не собирается становиться регулярным партнером.
- Объем потенциальной прибыли. В зависимости от своего финансового положения, транспортная фирма может выводить собственные показатели прибыли. Одна компания возьмется за заказ, заработав на нем только 3%, другая же даже не будет обсуждать работу, которая приносит менее чем 15% чистого дохода.
- Налоговая ситуация. Это также входит в оценку ожидаемого заработка. Но нужно понимать, что в разных государствах корпоративные и транспортные налоги отличаются. Особенно, если мы говорим про международные фирмы.
Чаще всего компании имеют заранее установленный процент потенциальной прибыли. То есть, они берут задачу от заказчика, считают все расходы на ее выполнение. К получившейся сумме добавляют, скажем, 10% - свой заработок. Итоговая сумма выносится как стоимость услуги и оплачивается клиентом.
Не обязательно, что компания будет считать проект под каждого заказчика. Крупные, опытные игроки рынка имеют уже заранее заготовленные планы, которые они лишь адаптируют под конкретного клиента. Это упрощает как разработку проекта, так и сам процесс ценообразования.