Рынок труда – поле жестокой конкуренции
Стихийно формирующийся в 90-е годы спрос на образовательные программы уже в начале XXI века привел рынок труда к перегреву специалистами гуманитарных направлений, превратив его в поле жесткой конкуренции. Сложнее всего приходилось выпускникам вузов: долгие месяцы поиска работы, трудоустройство не по профессии, низкий уровень оплаты труда – еще до недавнего времени предсказуемый сценарий развития карьерного пути молодого специалиста. Оборотной стороной переизбытка кадров стал массовый дефицит работников инженерно-технических направлений и тех, чьи компетенции гибко отвечают меняющимся требованиям к профессии.
Миф о том, что роботы заменят людей
Катализатором развития сферы подготовки и перераспределения кадров стало внедрение цифровых технологий. Примерно с 2015 года рынок стал одержим мифом о том, что роботы в ближайшем будущем заменят людей, а безработица достигнет немыслимых значений. В 2018 году Герман Греф в одной из своих открытых лекций в ИТМО даже пошутил над прогнозом американских ученых, трудящихся над созданием суперкомпьютера, сказав, что он будет создан гораздо раньше, чем они думают. Однако безработица пока растет из-за отсутствия прогресса, а не наоборот.
Так в современной России возникло осознание потребности в целенаправленном формировании у личности спроса на знания и навыки, востребованные рынком труда, чтобы в момент, когда придут роботы, люди могли составить им конкуренцию.
Важными вехами на пути реальных преобразований стали первый в России международный форум труда 2017 года и запуск федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в 2018 году. Попутно появляется огромное количество проектов, ориентирующих человека в мире профессий, их организуют даже сами студенты.
Хедлайнером в этом направлении стал проект «Атлас новых профессий», который пережил уже третий этап доработки, поскольку прогнозирование изменений в профессиональных областях – хоть и популярная, но сложная задача. Широкое распространение получили профориентационные проекты для школьников и студентов. Например, сеть технопарков «Кванториум», интернет-портал биотехнологической компании BIOCAD, Профилум – проект, в котором помогают гармонизировать способности и таланты человека с перспективами на рынке труда.
Рассогласованность сферы подготовки кадров и рынка труда
Проблемой остается рассогласованность сферы подготовки кадров и рынка труда, формирующего спрос на специалистов. Сфера образования должна своевременно получать информацию о потребностях рынка труда и выпускать востребованных специалистов с нужными компетенциями. Это означает, что сфера образования должна быть интегрирована в сферу производства и стать по-настоящему практико-ориентированной.
Я вижу реализацию подобной идеи в рамках создания единого виртуального пространства для студентов, работодателей и образовательных организаций, в котором работодатели смогут принимать реальное участие в подготовке кадров, напрямую взаимодействуя со студентами.
И мы живем во времена, когда технологии позволяют создавать такие инструменты. Однако люди к этому еще не готовы.
Попытку реализации подобного проекта предприняли в 2019 году петербургские чиновники, однако, в силу отсутствия управленческой культуры и опыта запуска стартапов такие проекты в России обречены на провал.
Кроме того, вместо “гонки вооружений”, некоторые вузы склоняются к пути фундаментального образования, когда университет закрепляет за собой место института формирующего личность, а не кадры для экономики, в которой эта личность будет пытаться себя найти
Цифровизация - средство, а не цель
Поэтому внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни нередко превращается из средства повышения её качества и развития экономики в саму цель. Так внедрение цифровых технологий превращается из средства создания эффективной системы подготовки и распределения кадров в цель создать доступный для ознакомления цифровой след учащихся, содержащий сведения об успеваемости учащегося, его активностях.
Но такой подход исключает способность человека развиваться и меняться, поскольку навсегда фиксирует информацию из прошлого, которая в будущем может стать неактуальной и больше не характеризовать человека, а доступ работодателя к этой информации лишает молодого специалиста права на ошибку.