«Знать бы где падать, соломки бы подстелил», наверняка мысли подобного рода мучили Катрин Мари де Лорейн, герцогиню Монпансье (по мужу), когда она узнала о гибели двух братьев из трех. Генрих Гиз и кардинал Луи Гиз были убиты по приказу короля Генриха III в конце декабря 1584 года с разницей в один день.
А что если бы Катрин Мари сыграла на опережение? Попробую разобрать альтернативную версию событий, где Генрих Гих остался бы жив, не погибнув в роковой для него день 23 декабря 1588, по одной простой причине – заказчик убийства Генрих III сам был бы устранен накануне.
Не стоит множить сущности, исполнителем убийства мог стать тот же Жак Клеман. Как поговаривают злые языки, например, Робер Амбелен – Клеману и так было, не достаточно для мотивации лишь проклятья Папы римского и фанатизма. По Амбелену мотивировала его лично Катрин Мари, накануне убийства он якобы провел с ней ночь. Скорее всего, это конечно, напраслина на герцогиню Монпансье, убедить экзальтированного фанатика легко можно было бы и не прибегая к подобным методам.
Что же, исходим из того факта, что Генрих III умер, а Гиз остался жив. В этих условиях королевство (а точнее две трети королевства), можно сказать само падает ему в руки. Два первых важных момента, которые Гиз решает по горячим следам – заметание любых следов причастности его семьи к убийству короля, в реальности, кстати, так и произошло, сестру Гизов лишь подозревают в соучастии в «обработке» Клемана. Просто «Бог погасил династию Валуа», и все. Далее – согласие Папы Римского на коронацию Гиза, Сикст V это согласие бы дал. Кроме этого лигисты уже работали над созданием династического мифа обосновывающего права Газа на трон и при благоприятных обстоятельствах они бы обязательно бы довели дело до логического конца. Коронация дело очень не простое, но учитывая все обстоятельства, три заинтересованные в этом стороны – семья Гизов, Сикст V, и Лига (то есть все мало-мальски активное общество католической Франции) могли бы сработать очень оперативно.
Итогом стал бы раскол Франции уже не на два лагеря, а на два государства - Франция католиков и «Франция» гугенотов. В кавычках, потому что, я затрудняюсь предположить, как бы называлось королевство гугенотов. При короле Гизе компромисс, достигнутый при короле Наваррском был бы невозможен, но и «задавить» гугенотов католическому королю было бы проблематично. Гугеноты по сути получили при Наваррском «государство в государстве», в альтернативной истории они могли построить и свое самостоятельное.
Да, во главе королевства гугенотов определенно встал бы Генрих Наваррский. Как самый удачливый и влиятельный вождь гугенотов, к тому же здесь определяющим было бы еще то, что добрую половину всех гугенотских земель (что четко видно на карте), составляли именно владения Генриха Бурбона. Причем это не только вассальные владения, но и личные как независимого ни от кого государя Беарн, Фуа и Наварра. При таком раскладе даже его случайная гибель на поле боя или от рук наемных убийц не смогла бы существенно ослабить новое государство. Салический закон в этой семье не применялся и при отсутствии законных детей, корону без особых проблем унаследовала бы его сестра Екатерина Бурбон. Муж бы ей тоже нашелся, в реальной истории она хотела выйти замуж за младшего сына первого принца Конде, Шарля Бурбона Суассонна и род Капетингов вполне бы сохранился по мужской линии.
Королевство гугенотов, как можно было бы предположить, глядя на карту Религиозных войн включало бы в себя почти всю южную Францию, за исключением Прованса и части Лангедока – за более серьезный выход к Средиземному морю пришлось бы побороться. При определенной удаче гугенотская королевская семья могла бы еще и сохранить свои «анклавы» на севере.
Как итог, состоявшееся в реальной истории убийство герцога Гиза по всей видимости было необходимым, ключевым условием сохранения единства Франции и будущей консолидации при кардинале Ришелье