По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные. Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в ос- новном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы гортани. При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды. По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость. По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие соглас- ные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р,j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.
При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не об- разуется. Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту образования (т. е. какой подвижный орган — язык или губы обраобразуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу образования (т. е. в форме чего - смычки, щели и т. п. зуется преграда). Это необходимо знать, чтобы правильно подбирать материал для занятий по звукопроизношению и для проведения артикуляционной гимнастики.
По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы: Губно-губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верх- ней губой. Губно-зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами. Переднеязычные (с, 3, 4, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка. Среднеязычные (j— йот); преграда образуется средней частью спинки языка. Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка. По способу образования, т. е. по характеру пре- грады, согласные звуки делятся на следующие подгруппы. Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппара- та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет вы- дыхаемая струя воздуха: ф, в - нижняя губа образует щель с верхними зубами; c, - передняя часть спинки языка образует щель с верхни- ви зубами и деснами - мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере- ходящими в слизистую оболочку нёба;
ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует шель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву. чанне шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется перел. ней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом); x - задняя часть спинки языка образует цель с мягким небом; — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата обра- зуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя - щей изо рта воздушной струей): п, б - смычку образуют губы; т, д — передняя часть спинки языка образует смычку с верх- ними зубами или альвеолами; к, г - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нбом или задним краем твердого нёба. Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной арти- куляции к другой совершается незаметно): ц - передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео- лами, которая незаметно переходит в щель между ними; ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя- щую незаметно тель между ними (бывает и при нижнем поло- женин кончика языка правильное звучание). Смычно-проходные (органы артикуляционного аппарата об- разуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про- ход в другом месте): м - смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос; н - передняя часть спинки языка образует смычку с верхни- ми зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос; л - кончик языка образует смычку с альвеолами или верхни- ми зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой. Дрожащие (внбранты): р - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе, При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию - подъем средней части языка к небу. Если к основной артику- ляции звука добавляется подъем средней части языка к небу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л': пыл — пыль;
лук - люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые - ш, ж, 4, только мягкие - ч, щ. Различне согласных по твердости и мягкости требует особен- ного внимания, Тердые и мягкие парные согласные обозначают. ся одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, а). Гласные звуки (и, э, a, b, o, y) делятся по трем артику. ляционным характеристикам на следующие группы. При участии передней части языка образуются звуки и, а (гласные переднего ряда), средней части языка -- а, ы (гласные среднего ряда), задней части языка - о, у (гласные заднего ряда). Степень подъема передней, средней или задней части языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (9, 0) и верхнего подъема (u, ы, у). В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные - а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные - о, у (губы округляются и выдвигаются вперед). Для опознавания и различения звуков речи опираются не только на артикуляционные, но и на акустические различитель- ные признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, которая является основой для успешного усвоения детьми правильного звукопро- изношения. Поэтому воспитатель должен быть знаком с основными акустическими свойствами звуков родного языка.