Практически с момента ведения налогообложения имущества по кадастровой стоимости граждане вели борьбу за право использовать в качестве налогооблагаемой стоимости рыночную стоимость имущества и за право использовать эту рыночную стоимость ретроспективно, то есть с момента начала применения завышенной кадастровой стоимости.
Первоначально никакого ретроспективного применения рыночной стоимости и не было. И установленная в качестве кадастровой рыночная стоимость применялась с момента вступления решения суда в законную силу.
Затем законодательно установили, что установленная судом или комиссией в качестве кадастровой рыночная стоимость применяется с 1 января года, в котором подано обращение в комиссию или суд. Это было уже лучше, но все еще не очень справедливо, поскольку за предыдущие годы действия кадастровой стоимости пересчитать налоги было невозможно.
Наконец законом 334-ФЗ от 03.08.2018 г. в Налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом пересчитать налоги можно не более чем за 3 предыдущих года. Это положение действует с 1 января 2019 года.
Подробнее об истории борьбы за справедливую кадастровую стоимость можно почитать здесь.
Сейчас Госдумой в 3 чтениях принят законопроект о "совершенствовании" кадастровой оценки. Скорее всего он будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.
Что же будет с ретроспективным применением рыночной стоимости, установленной в качестве кадастровой?
Первое, что бросается в глаза: вопрос об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой передали в ведение бюджетных учреждений кадастровой оценки. И теперь бюджетные учреждения будут вправе принимать такие решения. Но в Налоговый кодекс соответствующих изменений не внесли. Согласно Налоговому кодексу с момента начала применения кадастровой стоимости по-прежнему применяется лишь та рыночная стоимость, которая установлена комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или судом. На стоимость, установленную бюджетным учреждением, эта норма не распространяется. Согласно новой редакции ст.17 Закона о государственной кадастровой оценке стоимость, установленная бюджетным учреждением будет применяться для целей, предусмотренных законодательством только с 1 января года, в котором подано заявление в бюджетное учреждение (а не за 3 предыдущих года). Огромный откат по сравнению с действующим регулированием. Если конечно наши законодатели не внесут необходимых изменений в Налоговый Кодекс.
Ко второму чтению в законопроект внесли изменения и милостиво разрешили гражданам требовать в суде установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Однако с какого момента будет применяться такая, установленная судом, стоимость непонятно.
До этого разработчика закона на протяжении 2 лет из закона это право устанавливать в суде кадастровую стоимость в размере рыночной всячески вымарывали. Поэтому внесение изменений только в статью 22-1 и "разрешение" предъявить в суд требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной без внесения корреспондирующих изменений в другие статьи закона. Помимо того, что не определено - на какую же дату необходимо будет определять рыночную стоимость для предъявления соответствующего требования в суде, не определено и начало применения такой, установленной судом в размере рыночной кадастровой стоимости. В статью 18 просто забыли внести необходимые поправки. И будут ли к такой стоимости применяться положения Налогового Кодекса, установленные законом 334-ФЗ от 03.08.2018 г. - очень большой вопрос. Они касаются лишь процедуры оспаривания кадастровой стоимости. А поправки процедуру оспаривания заменили процедурой установления кадастровой стоимости. И получиться, что если нормы налогового кодекса на такую, установленную судом кадастровую стоимость не распространяются, а специальной нормы начала действия такой стоимости закон в новой редакции не содержит, то получится. что мы вернулись опять к началу и такая стоимость будет применяться лишь с момента вступления решения суда в законную силу.
То есть опять предстоит борьба за ретроспективное применение установленной в качестве кадастровой рыночной стоимости.
Добро пожаловать назад в будущее.
Памятка читателям ДЗЕНа: Поставив 👍 или 👎 вы помогаете роботам Яндекса (а они пока еще недалекие ребята) оценить качество статьи, улучшить или ухудшить карму автора. Ну и подписывайтесь на канал, если хотите узнать, как снизить кадастровую стоимость
Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет.