Популярность театра понятна, ведь уже не одну тысячу лет на подмостках разных стран лицедеи всех мастей развлекают почтеннейшую публику, а заодно преподают ей полезные уроки человечности, сострадания и любви.
Маски античного театра
Символ театра – две маски, одна из которых плачет, а другая смеется, – достались современному миру от Древней Греции. Да и сам театр в привычном современному человеку виде зародился именно там.
Маски в античном представлении были не просто декоративным элементом, они позволяли зрителям из самых дальних рядов следить за эмоциями комедиантов. Смена личин в ходе спектакля происходила только в исключительных случаях – например, в пьесе Софокла царь Эдип менял маску, когда лишался зрения.
Древнегреческие труппы состояли, как правило, из трех актеров, каждый из которых мог изображать сразу нескольких персонажей. Все три комедианта непременно были мужчинами – даже женские роли гречанкам не доверяли.
Женщины на сцене появились только в Древнем Риме, там в пантомимах участвовали гетеры в прозрачных нарядах, тем самым придавая представлению дополнительную пикантность.
Античные государства активно приобщали население к театральному искусству: каждый свободный житель Афин обязан был регулярно посещать спектакли, для неимущих даже выделялись специальные средства на покупку билетов.
В то же время зрителей держали в строгости. В афинском театре существовала специальная должность рабдуха, он имел в распоряжении солидную дубинку, и обязан был «увещевать» с ее помощью чересчур буйных зрителей.
Находилась управа и на драматургов, если им случалось нарушить права сограждан. Пьеса Фриниха «Взятие Милета» вышла такой душещипательной, что довела до слез целый зрительный зал. В наказание за огорчение зрителей Фриниха присудили к денежному штрафу, а спектакль запретили.
Необычные труппы, странные пьесы
С античных времен театр приобрел множество новых черт. Больше того, сегодня на свете существуют театры, не имеющие ничего общего с классической традицией. Напротив, среди них можно обнаружить совершенно неожиданные формы сценического искусства.
Фоном для представлений французского театра Les Passagers (с французского – «пассажиры») служат всевозможные вертикальные поверхности, например, стены старинных крепостей или современных домов. Само собой, такой жанр требует от актеров недюжинных акробатических талантов.
Спектакли «Пассажиров» представляют собой коктейль из балета и пантомимы, и потому не требуют перевода ни на один язык мира. Основатели театра считают свои спектакли возможностью превратить в подмостки пространства городов, направленные в наши дни преимущественно вверх.
Театр на ходулях из Евпатории играет все спектакли, изрядно возвышаясь над зрителями, отчего это творческое содружество называют еще «Шоу великанов».
Очевидцы утверждают, что каждый их спектакль – неповторимое зрелище, которое запоминается не только «ходульными» актерами, но также умело подобранными пьесами, необычными костюмами и отменной пластической подготовкой труппы.
А вьетнамский водный кукольный театр способен потрясти неподготовленного зрителя самоотверженным трудом кукловодов. Дело в том, что во время спектакля они стоят по колено в воде, поскольку иначе не смогли бы руководить куклами, также двигающимися по водной поверхности.
Специальная сцена, заполненная водой, не только скрывает механические детали кукол – волны, брызги или ровная водная гладь дополняют действие, подчеркивают драматические или комические моменты представлений.
Те, кому недостаточно необычных театральных коллективов, в конце лета могут посетить Санкт-Петербург, где в это время разворачивается уникальный театральный фестиваль, превращающий в подмостки абсолютно любые городские пространства. Вот несколько примеров уже представленных на фестивале спектаклей.
Пьеса «В сторону белого КАМАЗа» проходит в окрестностях станции метро «Удельная» и представляет собой смесь экскурсии с городскими байками и легендами. Любопытно, что все содержание спектакля подлинное, собранное у местных старожилов и знатоков района «Удельной».
Новое прочтение «Кентерберийских рассказов» Чосера разворачивается в пространстве гипермаркета (который в это время не прерывает своей работы). Действующие лица этой нестандартной постановки, подобно рассказчикам у Чосера, повествуют о лежащих вокруг товарах как об объектах новой религии потребления.
А спектакль «Потеря равновесия» - трагифарс о жизни офицера-подводника в перестроечной России – можно увидеть за колючей проволокой, в мрачных стенах завода по производству слоистых пластиков. По замыслу постановщиков, все перечисленные пространства прекрасно дополняют тексты пьес и работу актеров.
Веер, занавес и фиаско
Что нужно, чтобы спектакль оказался по-настоящему удачным? Разумеется, талантливая пьеса, хорошо знающий свое дело режиссер и разноплановая театральная труппа.
А еще театральный реквизит, хотя бы самый минимальный. Без него впечатление от спектакля будет неполным, ведь порой без небольшой детали может остаться нераскрытым весь режиссерский замысел.
И если театр, как всем известно, начинается с вешалки, то представление определенно начинается с занавеса. Впервые он открылся перед зрителями Древнего Рима.
Правда, древние кулисы не поднимались вверх и не раздвигались в стороны – они убирались вниз, в специальное отверстие внизу сцены. Более привычные для нас конструкции занавеса появились на свет в XVII столетии и стали дополнительным способом создавать у зрителей нужные эмоции еще до начала спектакля.
Необыкновенно полезным предметом не только для актеров, но и для зрителей оказался веер. Первые писали на них для себя текстовые «шпаргалки», чтобы не забыть роль, а для вторых перед началом представления продавались опахала, на которых было записано краткое содержание пьес или программы сборных концертов.
Однажды с помощью театрального реквизита даже родилось новое нарицательное понятие, известное теперь всему миру. Итальянский комик Бианконелли, желая развлечь публику оригинальным трюком, принялся танцевать с огромной бутылью, поставив ее себе на голову.
Зрители не только не смеялись, но освистали незадачливого комедианта. С тех пор название номера - «фиаско» (с итальянского – «бутылка») - сперва стало синонимом актерского провала, а затем и любой житейской неудачи.
Если правильно подобранный реквизит мог добавить спектаклю выразительности, то любая связанная с ним неудача неизбежно превращала представление в фарс.
Так в одном из театров на премьерном показе «Бесприданницы» Островского сорвалась трагическая сцена гибели Ларисы. В момент, когда Карандышев с криком «Так не доставайся же ты никому!» стреляет в свою невесту, реквизитор за сценой должен был ударить по специальной гильзе, изображая выстрел.
Карандышев трижды пытался выстрелить, крича то «Не доставайся же ты никому!», то «Умри, неверная!», то «Я убью тебя!», но «выстрел» так и не прозвучал. Лариса продолжала стоять на сцене невредимой, и из зала наконец ехидно посоветовали «глушить ее гранатой». Под хохот публики дали занавес – премьера была сорвана.
Утром перед следующей «Бесприданницей» коллектив театра получил от режиссера грандиозный нагоняй. Реквизитор оправдывался как мог: валил все на неисправные гильзы и упрекал товарищей в том, что никто не пришел ему на помощь. Ведь любой резкий звук сошел бы за выстрел, и актриса, услышав его, упала бы замертво.
Следующие события показали, что ему удалось пристыдить коллег. В спектакле снова произошла накладка, гильза снова дала осечку. Зато через мгновение суфлер громко шмякнул томом пьесы об стол, монтировщики ударили молотками по железу, а осветитель со звоном расколотил лампочку.
Все это никак не походило на выстрел, а потому Лариса снова осталась стоять, не делая попыток «умереть». И в наступившей тишине из зала снова прозвучал издевательский совет «глушить ее гранатой». Чем закончилась «комедия с трагедией», история театра умалчивает.
Театр существует многие века, и телевидение, ни интернет не сделали его менее популярным у зрителя. Этому есть всего одна простая причина: никакое изображение не сравнится с живой игрой актеров, с представлениями, каждое из которых уникально и никогда не повторяется в точности.
Еще одна моя статья о театре:
Екатерина Кравцова