В этой статье речь не о "современных немецких историках", которые вдруг решили доказать, что немцы вообще-то победили, но просто решили отступить из стратегических соображений, а о подлинных немецких документах того времени, ныне хранящихся в 500-м фонде ЦАМО вот в этой папке:
Да, в цитируемых документах тоже присутствуют некоторые фантазии - про азиатов, поголовно вооруженных снайперскими винтовками, например. Но с другой стороны, подлинные немецкие документы рисуют ту самую картину, которую ныне отрицают некоторые "современные специалисты", ничего и никогда в жизни не читавшие, кроме переводных "шедевров" 90-х и чужих интерпретаций.
Мы рассмотрим материалы 19-й ТД Вермахта (бои на южном фасе Курской дуги) периода начала Курской Битвы. Тут есть и про потери в танках и живой силе (правда, как всегда, только косвенно) и про успешность контрартподготовки советской артиллерии, которая типа нигде не упоминается в немецких источниках. Те, кто пишут такое, немецкие источники в глаза не видели, а читали в лучшем случае мемуары немецких битых генералов.
Далее цитируются из указанной выше папки листы 445-454 "Боевые действия 19-й танковой дивизии с 5 по 18 июля 1943 года".
"Курская дуга представляла ... для немецких вооруженных сил легко осуществимую на карте возможность окружения противника. Как следует из показания пленных, русские давно предусмотрели возможность немецкого наступления под Курском, пленным также была известна возможность русского наступления... Со стороны русских были приняты все меры для отражения немецкого удара, который они предполагали из района единственного имеющегося здесь предмостного плацдарма через Донец у Белгорода.... "
"В начавшемся 5.7.43 немецком наступлении перед дивизией стояла задача в составе 3-го ТК прикрыть на востоке главный удар 4 ТА, направленный вдоль шоссе Белгород-Курск, а также оттянуть на себя и разбить возможно большие силы русских."
Ближайшей задачей для дивизии было занятие "превращенного в крепость" населенного пункта Ближняя Игуменка. Саперы и мотострелки должны были преодолеть в первые часы наступления " бесчисленные ДЗОТы и многочисленные полосы минных заграждений сразу за естественным препятствием -р.Донец". Затем должен быть наведен мост и переправиться танки...
"Для наведения моста был использован предмостный плацдарм у Белгорода. За несколько недель здесь было уже все подготовлено для постройки 60-тонного моста, по которому должны переправиться "Тигры".(специально для внимательных читателей поясняю - "Тигры" приданы дивизии в усиление. Прим. автора) Тяжелые железные части были доставлены вплотную к берегу и замаскированы в камышах. Под покровом ночи несколько сотен солдат саперных частей должны были к "дню Х" по возможности бесшумно собрать ферму свободнонесущего моста для "Тигров". На южной переправе все было готово для наводки 24-тонного моста... Местность благоприятствовала подходу дивизии и оборудованию НП и ОП...19- й танковой дивизии на направлении главного удара корпуса обеспечивалась мощная огневая поддержка" .
Немцы утверждают, что разведали заблаговременно расположение наших батарей и вскрыли систему укреплений, используя визуальные методы разведки (они занимали господствующие высоты, с которых советские позиции просматривались до 10 км вглубь) и средства АИР. Но... Накануне наступления беспокоящий огонь немцев наши игнорировали и ответного огня на подавление не открывали, из чего немецкое командование сделало вывод - "противник все-таки еще ничего не замечает". Далее цитата:
" Как выяснилось позднее, противнику задолго до начала наступления был известен "день Х", а также время Y(время начала наступления), вплоть до последнего изменения на 10 минут".
Обращаю внимание читателей - с точностью до 10 минут. Расхожая версия о том, что бестолковое советское командование попутало берлинское время с московским, не подтверждается.
Видение ситуации с нашей стороны фронта автор подробно описал в этой статье (есть на канале) : "Контрартиллерийская подготовка советских войск перед началом Курской битвы".
Немцы утверждают, что ответный огонь их батарей оказал заметное воздействие на интенсивность обстрела, однако советские документы сообщают, что НИ ОДНО орудие, участвовавшее в этом артналете не было повреждено (см документы по ссылке, они есть в статье) на данном участке фронта, к тому же в контрартподготовке (так в тексте) принимали участия далеко не все орудия - значительная часть (включая 122 -мм гаубицы) были установлены на прямую наводку в системе ПТО и своих позиций преждевременно не выдавали.
По немецким данным огонь был открыт в 2 часа 15 минут, по советским - в 3.00 и повторно в 3.30.
Так или иначе, но результативность обстрела немцы ПОДТВЕРЖДАЮТ:
- Под каждой опорой моста стояло по 40-50 человек из саперных подразделений, которые понесли страшные потери и наведение моста пришлось отложить - рота "Тигров" в помощь атакующему советские укрепления 2-му батальону 74-го панцергренадерского полка переправиться не смогла и атака захлебнулась.
- Надувная лодка со штурмовой группой, "нагруженная до отказа" была уничтожена прямым попаданием снаряда. Немцы описывают огонь с советской стороны как "очень точный, несмотря на темноту". Также из описания событий со стороны 19 ТД Вермахта следует, что переправу и строящийся мост начали обстреливать еще ДО начала общей контрартиллерийской подготовки, примерно на уровне 50% готовности к прохождению танков.
- Советская артиллерия "засеяла снарядами" буквально каждую лощину и овраг, по которым можно было выдвинуть войска незаметно к переправам, срыв темпов наступления из-за задержек с переправой "Тигров", больших потерь саперных частей и т.п. читается однозначно даже в последующих героизированных фрагментах описания боев в районе Михайловки и Бл.Игуменки.
Далее цитата, которая многое разъясняет - прежде всего качество подготовки наших войск к обороне и их упорство:
"Мало было известно об этих укреплениях до наступления, не предполагалось здесь и четверти того, что соорудили русские. Каждый кустарник, каждый колхоз, все рощи и высоты были превращены в крепости. Они были прорезаны вдоль и поперек системой хорошо замаскированных окопов и траншей глубиной 2 метра и шириной 40-50 см., ведущих к ДЗОТам, перекрытым толстыми стволами и железнодорожными рельсами. Воздействие артогня по этим укреплениям было малоэффективным, если не было в распоряжении огромного количества боеприпасов. Но труднее всего себе представить упорство русских, с которым они защищали каждый окоп, каждую траншею."
Далее упоминается особо ожесточенное сопротивление "группы противника силой до полка" на оборудованных позициях в лесу "южнее МТМ"(возможно имеется в виду МТС). Здесь впервые были применены "зажигательные мины" - видимо речь о "миноогнефугасах", которые представляли из себя комбинацию ящика бутылок с КС и обычной мины или толовой шашки.
Неоднократно упоминаются некие "азиаты" вооруженные исключительно снайперскими винтовками и сотнями ПТР, которые прячутся в своих узких окопах так, что их не видно и с 5 метров, в частности при штурме высоты пикировщики Ю-87 доложили, что позиции противником не заняты, а немцам, радостно побежавшим в перед через открытую местность, дали прикурить по полной программе из всех стволов внезапно ожившие окопы.
"В то время как группа Келлера вела бой за эти лесные укрепления, сюда была переброшена группа Беккера в составе танкового полка и 1-го батальона 74-го панцергренадерского полка. Переправившейся в течение дня роте "Тигров" под командованием капитана Хайтмана не удалось прорвать прорвать пояс укреплений противника вокруг предмостья Михайловка. Почти все "Тигры" были выведены из строя минами. Только в ночь на 7.7.43, ценой напряжения всех сил и самоотверженной работы саперных частей, группе удалось прорвать кольцо вокруг Михайловки, установив связь с другими частями дивизии."
Последующие линии обороны дались немцам тоже нелегко, соответственно и уровень мифотворчества поднялся на порядок:
"До 4 батальонов противника с большим количеством минометов и ПТР укрылось в железобетонных ямах у Крейда (так в тексте - видимо имеется в виду станция ), превращенных в ДОТы и в сплошь изрытом окопами фруктовом саду, расположенном по обе стороны железной дороги...Не менее 70-80% этих батальонов составляли азиаты, большая часть из которых была снайперами".
В дальнейших описаниях боев информация о собственных потерях традиционно отсутствует. Указано лишь, что 10.7.43 в строю мотопехотных полков осталось не более 400 человек вместо со штабной ротой, а в танковом - 17 пригодных к бою танков плюс крайне ослабленный разведбат дивизии. Забегая вперед, отметим - в документе сообщается, что за весь указанный период танкоремонтной мастерской восстановлено 113 собственных танков, а частями дивизии (т.е. всеми) уничтожено 57 танков противника. С учетом того, что 19 ТД в указанный период в основном имела дело с укрепленными позициями советской пехоты и ПТО, такое соотношение представляется вполне реальным, особенно если добавить сюда несколько десятков уничтоженных бронемашин и бронетранспортеров из состава панцергренадерских полков, разведбата и саперного батальона.
Документ долго и красочно описывает, как немцы храбро сражались, но вынуждены были остановиться. Когда его писали, еще жив был командир дивизии генерал-лейтенант Шмидт.
Вариантов гибели Шмидта существует несколько - он застрелился, он был убит советской разведгруппой, он был убит осколком бомбы, но дела это не меняет - части дивизии и ее штаб были окружены и уничтожены 7-8 августа 1943 года, откуда, собственно, и появился этот текст в архиве.
Точно также выглядит и итог всей Битвы - наша Победа, достигнутая в результате абсолютно верной ставки на глубокоэшелонированную оборону, которая должна была обескровить (и сделала это) атакующие немецкие соединения.
А как считали немцы свои потери, читатель может узнать из этого материала (ссылка активна) - тут фотокопии немецких оперсводок, где сотня с лихом танков "в ремонте" и менее двух десятков в строю, а про потери ни слова, только людские упомянуты. Такова специфика немецкой отчетности.