Власти готовят изменения в законодательство о контрольно-кассовой технике.
1. Налоговый кодекс будет дополнен новым разделом
С 1 января 2021 года закон N54-ФЗ хотят отменить, а все правила, содержащиеся в нем перенести в Налоговый кодекс. Также из КоАП РФ уберут статьи, предусматривающие ответственность за нарушение порядка применения кассовой техники и перенесут их в НК.
В НК РФ может появиться новый раздел "Оперативный контроль", в который будут включены все нормы о порядке использования ККТ. Будет введена новая категория - "фиксация расчетов" вместо "применения контрольно-кассовой техники".
Фиксация расчетов - это действия сотрудников организации или ИП по формированию с применением средств автоматизации фискальных документов и расчетных чеков. Фиксацию расчетов можно совершать через кассовую технику или информационный ресурс на сайте ФНС.
В новом разделе будут содержаться правила фиксации расчетов - в каких случаях можно не формировать чек, когда разрешается использовать кассу, расположенную вне места расчетов. Ещё одной статьей будет регулироваться порядок освобождения от применения кассы. Также в регламентируется порядок регистрации кассовой техники, требования к ККТ, фискальным накопителям, ОФД.
2. Расчетный чек. Мнимый и притворный расчет
Появится новый термин - "расчетный чек". Согласно ст. 105.36 проекта закона, сформировать расчетный чек можно через кабинет контрольно-кассовой техники. Состав реквизитов, порядок отражения на бумажном носителе, форматы расчетного чека, а также особенности фиксации расчетов через кабинет ККТ будут утверждаться налоговой службой ( ст. 105.36 и ст. 105.46).
Также включены понятия мнимого и притворного расчета.
Мнимый расчет - это расчет, фиксация по которому осуществлена лишь для вида (несуществующие обязательства и факты хозяйственной деятельности). Притворным является расчет, фиксация которого произведена вместо другого расчета чтобы прикрыть его.
3. Новый вид налоговых проверок
3.1. Оперативные проверки
Будет введен новый вид налоговых проверок - оперативные проверки. В ходе такой проверки налоговики будут проверять правильность фиксации расчетов и полноту учёта выручки.
Увеличится срок давности по нарушениям. Сейчас он составляет один год. Если же закон будет принят, налоговики смогут проверять три года, предшествующих году проверки. Кроме того, при поступлении жалоб от покупателей или по результатам мониторинга один и тот же период может быть проверен несколько раз.
В рамках оперативной проверки налоговики имеют право проводить контрольные закупки, наблюдение и мониторинг.
3.2. Контрольная закупка
Контрольная закупка - это действия сотрудников налогового органа по созданию ситуации по совершению расчета, проводится без предварительного уведомления проверяемого ИП или юридического лица. Может проводиться и при дистанционной торговле.
В рамках проведения контрольной закупки сотрудниками налогового органа в качестве свидетеля для дачи показаний может быть допрошено любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, указанные в пункте 2 статьи 90 настоящего Кодекса.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. (Текст законопроекта)
После объявления о проведении контрольной закупки наличные деньги должны быть возвращены должностному лицу проводившему ее. Если деньги были перечислены в безналичной форме, проверяемое лицо обязано немедленно предпринять действия по их возврату на счет, с которого производилась оплата.
Приобретенные в ходе контрольной закупки товары возвращаются.
Результаты выполнения работ и оказания услуг, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), возвращаются проверяемому лицу. Работы и услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат. (Текст законопроекта)
3.3. Наблюдение
Наблюдение - это визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов. Проводится также без уведомления проверяемого лица, в том числе без предъявления удостоверений. Может осуществляться как в рамках оперативной проверки, тка и в качестве самостоятельного мероприятия по налоговому контролю.
3.4. Мониторинг
Мониторинг - это сбор, обобщение, систематизация информации о проверяемом лице. Для проведения мониторинга могут использоваться сведения о применении кассовой техники, информация из писем федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, граждан, организаций, данные из открытых источников.
Мониторинг также проводится без уведомления проверяемого лица.
Если в ходе мониторинга выявлены нарушения законодательства, налоговики через кабинет ККТ направят проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений. Направить такое предписание они могут в течение трех лет со дня совершения налогового правонарушения.
Проверяемое лицо имеет право в срок, указанный в предписании самостоятельно устранить выявленные нарушения. В течение двух дней с момента их устранения необходимо через кабинет ККТ уведомить об этом налоговую службу. Если нарушения не устранены, будет назначена оперативная проверка.
4. Ограничительные меры
Если организация или ИП не выполняет обязанности по фиксации расчетов, налоговики могут принять следующие ограничительные меры:
- приостановить операции по счетам в банке;
- ограничить доступ в отношении доменного имени сайта; сетевого адреса, указателя страниц сайта в интернете; информационных систем и программ для ЭВМ, мобильных приложений; страниц в социальных сетях, блогов, каналов, чатов и т.д.;
- деятельность организаций и ИП, торгующих через стационарные торговые точки может быть приостановлена;
- если торговля осуществляется через автоматические устройства, при обнаружении нарушений налоговики смогут их заблокировать. После устранения выявленных нарушений устройства будут разблокированы.
Ограничительные меры, перечисленные в п. 2 и 3 применяются только в отношении злостных нарушителей, которые в течение года до принятия решения о привлечении к ответственности 2 или более раз привлекались к ответственности по ст. 129. 15 и совокупная сумма расчетов, осуществленных без формирования фискальных документов составила 1 миллион рублей и более.
Обеспечительные меры устанавливаются на срок до девяноста календарных дней. Срок действия обеспечительных мер исчисляется с момента фактического ограничения доступа, фактического приостановления деятельности организации или индивидуального предпринимателя или фактической блокировки устройства. (Текст законопроекта)
Как не ошибиться при покупке онлайн- кассы. Практические советы. Часть 1.
Как не ошибиться при покупке онлайн- кассы. Практические советы. Часть 2.
Как не ошибиться при покупке онлайн- кассы. Практические советы. Часть 3.
Как не ошибиться при покупке онлайн- кассы. Практические советы. Часть 4.
Что такое формат фискальных данных? Часть 1.
Что такое формат фискальных данных ? Часть 2.
Что такое формат фискальных данных? Часть 3.
Штрафы за отсутствие онлайн- кассы.
Как избежать штрафа при выборе фискального накопителя?
Президент подписал закон о продлении отсрочки по онлайн- кассам.