Найти тему
Финансовая газета

В поисках двойного нуля. Есть ли смысл проведения деноминации в России?

Есть ли экономический и политический смысл проведения деноминации в России.

Денежные реформы с элементами деноминации проводились в разных странах больше 1000 раз. Иногда они имели явный экономический смысл, но чаще обоснования были психологическими и политическими. В России сейчас даже в этих областях больше причин для слухов о деноминации, чем для нее самой. 

Деноминация – уменьшение нарицательной стоимости денежных знаков. Операция чисто техническая, но как и для чего она проводится, всегда решают политические соображения. Деноминации бывают полные и частичные, быстрые, длительные и даже бессрочные. Иногда их целью объявляется борьба с нелегальными капиталами или подделками, тогда в обмене подозрительных денег отказывают. Но чаще это рутинный и безобидный для граждан процесс. 

-2

Порой экономический смысл деноминации более чем очевиден, как, например, в 1920-х гг. в Веймарской Германии или Советской России. Когда за американский доллар дают 4 трлн рейхсмарок, расплачиваться тяжело в буквальном смысле слова – фактически идет оборот не денег, а мешков и тачек с ними. 

-3

В других случаях нормализация денежного обращения не так очевидна – нули занимают место на купюрах, но карман не тянут. А если нужен металл в обращении, то возможны и крупные номиналы – даже в современной России есть памятные 1000-рублевые монеты. Еще меньше экономического смысла в деноминации, когда наличностью не пользуются. Одно дело уменьшать номиналы в послевоенной Европе, и другое – в современной России. По оценке Сбербанка, в I квартале 2020 года впервые более половины платежей граждан оказались безналичными – их доля составила 53,1%. 

Так что сейчас основания для деноминации могут находиться лишь где-то в области психологии и политики. Как это бывает, например, после высокой инфляции, когда население еще помнит докризисные цены. Так власти пытаются ставить крест на ошибках и праздновать стабилизацию. 

-4

В России советские ценники помнят, но уже весьма туманно. К новому масштабу привыкли, инфляция невелика. Обращать же лишнее внимание населения на то, что электричество стало, как в СССР, по 4 копейки, а метро – в 10 раз дороже, просто ни к чему. 

А вот для слухов о деноминации причины есть, и их на прошлой неделе активно искали. Версии были причудливые: вброс «пробного шара», отвлечение внимания, попытка расшатать экономическую и политическую ситуацию. Вероятно, неверна ни одна. Просто в обществе, травмированном пандемией, любая ошибка и оговорка способны вызвать информационное цунами.