Данная статья является продолжением цикла статей о Екатерине II. Предыдущую статью, посвященную ужасам крестьянской политики Екатерины II можно прочитать здесь. Ну а в этой статье мы рассмотрим не личную религиозность императрицы, а её взаимоотношения с представителями разных церквей, её религиозные реформы, религиозную политику в целом.
Привилегированное положение высшего духовенства при Екатерине II пошатнулось, так как в 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель. То есть церковь перестала быть полноправным собственником земли, а превратилась в некоего арендатора земель у государства, что, естественно, серьезно подрывало экономическое могущество, а значит и влияние церкви в целом. Если раньше церковь и духовенство как сословие могли существовать практически автономно, мало завися от государства, то теперь это было уже невозможно – и церковь и духовенство перешли в зависимое от государства положение, ведь именно в руках государства сосредоточилось финансирование церкви.
Интересно отметить, что указ о секуляризации церковных земель был подготовлен еще Петром III, но император не успел его реализовать. Как только Екатерина II вступила на престол, она сразу же отменила данный указ. Вероятно, это было сделано для того, чтобы укрепить свое шаткое положение у власти, заручиться поддержкой церкви. Но спустя два года, в 1764 г., когда власть императрицы уже вполне окрепла, Екатерина II всё-таки принимает и реализовывает во всей полноте указ о секуляризации церковных земель.
Что касается религиозной политики Екатерины II в целом, то надо отметить, что период её правления – это время религиозной терпимости в России. В 1773 г. был даже издан закон о религиозной терпимости, запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других религий. Согласно закону, именно государство выступало теперь последней инстанцией в любых религиозных спорах. Религиозные меньшинства вновь присоединенных территорий были уравнены в правах с остальными конфессиями.
В начале царствования императрицы прекратились даже, в общем-то, уже традиционные для российских властей, гонения на старообрядцев. Более того, права старообрядцев даже немного расширились. Это было прямое продолжение политики религиозной терпимости Петра III.
Однако, эта своеобразная «оттепель» по отношению к старообрядцам длилась недолго, и уже в 1765 г. всё вернулись на круги своя – гонения возобновились. С новой силой начались узаконенные Екатериной II погромы храмов и целых поселений старообрядцев. Главной причиной возобновления гонений, вероятно, служит тот факт, что старообрядцы были не только религиозным движением, но имели и вполне определенные политические взгляды: для них Екатерина II, как и её предшественники, была не более, чем «царём-антихристом», выполнять распоряжения которого, а уж тем более поклоняться, совсем необязательно.
Иным было положение протестантов, количество которых в России при Екатерине II значительно увеличилось. Им разрешалось иметь свои поселения, церкви, школы, жить в столице империи.
Положение евреев-иудеев в целом при Екатерине II мало изменилось. Тут действовал простой принцип: чем больше у человека капитал, тем больше прав.
Вполне благожелательной была политика Екатерины II по отношению к мусульманам, которых императрица стремилась интегрировать в российское общество. Мусульмане в данный период стали более свободно строить свои храмы, осуществлять богослужения. Более того, императрица распорядилась в 1787 г. в типографии Академии наук Санкт-Петербурга напечатать Коран для бесплатной раздачи в Киргизии.
Аналогичную поддержку и благожелательное отношение получил со стороны императрицы и буддизм, за что бурятские буддисты даже признали Екатерину II воплощением бодхисатвы Белой Тары.
Своего рода кульминацией политики религиозной терпимости Екатерины II можно считать разрешение императрицы Ордену Иезуитов перенести свою штаб-квартиру в России. К слову, к тому моменту Орден Иезуитов был запрещен уже во всей Европе. Екатерина II не только дала разрешение иезуитам жить и осуществлять свою деятельность в России, но и сама лично покровительствовала ордену.
Таким образом, религиозная политика Екатерины II, в отличие от других направлений деятельности императрицы, действительно более менее соответствовала духу Просвещения, которому Екатерина Алексеевна так хотела следовать. Религиозную политику Екатерины II пожалуй можно считать элементом прогресса периода правления данной императрицы. Однако, в других областях и сферах жизни общества всё было далеко не так радужно. В следующей статье рассмотрим развитие образования и здравоохранения при Екатерине II.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.