Найти в Дзене
Голос Армении

НАША ЭКОНОМИКА В ПОГОНЕ ЗА GILLETTE

Правительство намерено достать наши деньги даже "из-под матраца"

Еще в 1990 году у Армении с большинством экс-советских республик по ввозу-вывозу продукции был плюс, положительный платежный баланс, то есть мы больше экспортировали, нежели импортировали. Заваливали между делом солью и жевательной резинкой киргизов, обувью и швейными изделиями – узбеков, кабелями и насосами – украинцев и т.д. Но вот уже 30 лет с тех пор, как рухнул союз и наш внутренний рынок был разбалансирован, мы с переменным успехом пытаемся производить больше промышленных и продовольственных товаров, кормить и одевать прежде всего самих себя.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА АРМЕНИЯ ВНОВЬ СТАЛА ЗАВОЗИТЬ ВСЕ БОЛЬШЕ, а экспортировать все меньше. И чтобы избежать "долговой ямы", правительству необходимо в спешном порядке применять эффективные меры по импортозамещению, то есть сокращению импорта за счет местных товаров, и увеличению экспорта.

С этим вопросом непосредственно связана проблема "выманивания" денег на внутреннем рынке, их вовлечение в хозяйственный оборот, поскольку внутренние сбережения в стране, безусловно, имеются, но присутствуют преимущественно в теневом либо "подматрацном" видах. Вопрос тем острее, чем все меньше иностранных инвесторов интересуют возможности вложения средств в нашу страну – вот и остается последняя надежда на собственные ресурсы.

Немного истории. К 1995 году владельцы многих приватизированных предприятий могли бы заработать себе средства на развитие от эмиссии (выпуска) своих акций и облигаций и обращения их на вторичном рынке ценных бумаг, а не навешивать ржавые замки на свою собственность. Но для этого нужно было активизировать усилия по формированию в ре­спублике полноценного фондового рынка. Уже в 1996 году ожидалось выплескивание на рынок до 4-х млн именных (а не на предъявителя) акций: не в подворотнях же им было обра­щаться?!

Между тем в этом де­ле мы уже тогда сильно отставали. Так, даже в Кирги­зии на развитие фондового ры­нка тогда было выделено $5,5 млн, в Украине из иностранных кредитов на это дело направили $18,5 млн. Не говоря уже о правительстве Турции, которое в предыдущем го­ду за свой счет для развития Стамбульской фондовой биржи купило на $17 млн землю, а на $54 млн - построило на ней новое ультрасовременное здание, насыти­ло его электроникой и другими биржевыми системами. Сло­вом, работай - не хочу! Между тем ЕФБ, даже не приступив к своим основным обязанностям, только на купле-продаже валют перечис­лила тогда в госбюджет целых пол­миллиона долларов.

В ТО ВРЕМЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ АРМЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ (сумма стоимости всех обращающихся на бирже акций) была сопоставима с капитализацией одной западной компании типа Gillette (да-да, "бритвы "Жиллет" - лучше для мужчины нет"). За прошедшие четверть века в этом плане мало что изменилось. Рынок капитала Армении по-прежнему стеснен малыми объемами эмиссий, узким набором инструментов вложения денег и низкой ликвидностью вторичного рынка обращения ценных бумаг. По положению на 31 января 2020 года, основную часть рынка занимают государственные облигации РА (11% ВВП, или 704 млрд драмов), а объем обращающихся корпоративных облигаций и капитализация акций составляют соответственно гораздо более скромные 3,4% ВВП (220 млрд драмов) и 2,3% ВВП (149 млрд драмов). За весь 2019 год объем сделок по купле-продаже гособлигаций и корпоративных ценных бумаг на Фондовой бирже Армении составил всего 100 млрд драмов, а вне биржи – около 900 млрд драмов. Подавляющую часть вторичного обращения опять же обеспечила торговля практически безрисковыми государственными ценными бумагами.

С одной стороны, сегодня есть и частные, и с госучастием компании, которые успешны и прибыльны, но население не имеет возможности прямо (без посредничества банков) вкладывать в них свои сбережения, тем самым получая также долю от их прибылей, то есть внутренние ресурсы не могут эффективно служить на благо экономике и… собственного кармана. С другой стороны, сами компании вынуждены привлекать финансирование из более дорогих источников, то есть выпрашивать банковские кредиты.

И именно озабоченностью (спустя 2,3 года?!) неразвитостью фондового рынка, рынка капитала было продиктовано принятие кабинетом Пашиняна на своем заседании 16 июля с.г. программы развития рынка капитала (ее разработка, конечно, не обошлась без помощи МВФ), ведь без ключевой структуры рыночного механизма хозяйствования трудно представить успешное развитие армянской экономики. Таким образом, государство будет различными инструментами (налоговые льготы, защита инвесторов и т.д.) стимулировать развитие в Армении рынка капитала путем, в частности, поощрения выхода компаний на этой рынок через эмиссию своих облигаций и акций.

ЕСТЬ И ЕЩЕ ОДНО НЕМАЛОВАЖНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, а именно: масштабные сбережения населения сегодня аккумулируются в 2-х накопительных пенсионных фондах (НПФ), однако возможности их вложения в реальную экономику сильно ограничены. Так, стоимость чистых активов НПФ на конец 2019 года составила 251,2 млрд драмов (3,8% ВВП): только в прошлом году со стороны государства и участников обязательной накопительной пенсионной системы произведены накопительные отчисления в размере более 69 млрд драмов. Согласно прогнозам правительства, эти суммы из года в год будут расти и к 2037 году достигнут 6,5 трлн драмов (25% ВВП). Вот еще почему необходимы диверсификация вложения средств и создание надежных инструментов, которые способны поглощать (абсорбировать) растущие пенсионные накопления на пользу реальной экономике, одновременно обеспечивая людям желанный доход.

Трудно сказать, чем обернется в конечном итоге новая инициатива правительства, ведь разнообразные вдохновляющие программы развития капитала не раз принимались и прежними кабинетами. Насколько на сей раз поощрительные механизмы и льготы государства перевесят ментальный индивидуализм армянских предпринимателей, побудят их открыться (из ЗАО в ОАО), выйти своими ценными бумагами на рынок капитала, обеспечивая непременное условие для листинга на бирже прозрачности и публичности своей деятельности? Хотя, надо сказать, правительство установило для этого весьма размеренный, мягко говоря, график работ – в частности, приватизация имеющих потенциал роста компаний с госучастием путем публичной оферты (предложения) своих акций (то, что на Западе именуется Ай-Пи-О – IPO) отнесена аж на середину 2023 года. В правительстве явно не торопятся. А зря…

Ашот АРАМЯН

https://golosarmenii.am/article/91416/nasha-ekonomika-v-pogone-za-GILLETTE