Найти тему
История. Факты+мысли

"Не держите на нас зла, товарищ Ванников"

Наглядным примером сталинского правосудия может служить дело народного комиссара оборонной промышленности СССР Б.Л. Ванникова. Прежде чем занять такой высокий пост, выходец из семьи рабочего-нефтяника, жившего в Баку, еврей по национальности, Борис Львович прошел длинный путь от рядового красноармейца до подпольщика в закавказских республиках.
В 1920 году партия перевела тов. Банникова на работу в Москву, где он, окончив МВТУ им. Баумана, полностью посвятил себя производственной стезе, начав с должности инженера на заводе машиностроения в Люберцах.
После этого, быстро поднимаясь по карьерной лестнице, он получил должность Наркома по вооружению. Это произошло в начале 1939 года.

Б.Л. Ванников (второй справа) с группой товарищей. (фото из открытых источников)
Б.Л. Ванников (второй справа) с группой товарищей. (фото из открытых источников)

По роду своей деятельности, молодой управленец неоднократно встречался с иностранными специалистами и сам часто выезжал за рубеж, чем привлек пристальное внимание органов госбезопасности.
Товарищ Сталин высоко ценил организаторские способности и деловые качества нового наркома, но, видимо,
не мог себе представить, чтобы человек, побывавший за границей, способен сохранить веру в коммунистические идеалы.

Когда в начале 1941 года, Ванников в очередной раз посетил Германию, выполняя государственные задания, терпение вождя иссякло.
Не понятно, какие процессы протекали у него в голове, но по воспоминаниям А.И. Шахурина (Наркома по авиапромышленности 1940-1946) , Иосиф Виссарионович поручил тов. Маленкову встретиться с Ванниковым и предложить тому сознаться, рассказав, какие именно секреты Родины он разгласил, будучи на немецкой земле.
При этом, обещал вождь, никакого наказания не последует.

Когда Г.М. Маленков, выполнив поручение, доложил вождю, что, со слов Ванникова, ему признаваться не в чем, аналогичное задание и на тех же условиях, получил нарком внутренних дел тов. Берия.

Уроженец Кавказа, прекрасный тамада, Лаврентий Павлович подошел к процессу творчески – он не стал приглашать «продажную шкуру» в казенный кабинет и, прихватив целую корзину деликатесов, приехал в гости к предателю.

Здесь, после красноречивых тостов за жену, детей, далеких предков и будущие поколения, он горячо попросил своего друга, а «
с сегодняшнего дня брата», снять грех с души и покаяться.
- Ради всех тех, за кого только что пили, Борис, - многозначительно добавил Лаврентий Павлович, открыто глядя в глаза, - тебе за это ничего не будет, даю слово коммуниста.

Борис Львович тоже знал кавказские обычаи и умел красиво говорить. Поэтому, наполнив бокалы, он начал тост за великую страну, где нет места предателям, завершить который не удалось, так как высокий гость не дослушал и ушел, хлопнув дверью.
Поняв, что задушевных разговоров больше не будет и бежать ему некуда, тем более что предусмотрительный
брат оставил у дома вооруженную охрану, Ванников лишний раз проверил давно собранный чемоданчик с нехитрыми пожитками, необходимыми в тюремной камере, и стал ждать.

Тесная дружба связывала этих людей на протяжение многих лет. (фото из открытых источников)
Тесная дружба связывала этих людей на протяжение многих лет. (фото из открытых источников)

Товарищ Сталин, который вообще не верил, что кто-то может долго быть предан делу социализма, приказал арестовать подлого шпиона 7 июня 1941 года, за две недели до начала войны.

Неизвестно, на какой срок у бывшего наркома хватило бы стойкости не сознаваться под пытками в том, чего он не делал, но уже в середине июля, в войсках обнаружилась резкая нехватка боеприпасов, что дало тов. Микояну повод, в беседе со Сталиным, осторожно посетовать на отсутствие такого профессионала своего дела, как Ванников.

Ситуация была настолько острая, что вождь распорядился доставить заключенного к нему в кабинет в тот же вечер, из-за чего пришлось в срочном порядке привезти на Лубянку гримера из Мосфильма, чтобы тот замаскировал теперь уже бывшему предателю синяки и ссадины на лице.

Сердечно пожимая, доставленному арестанту руку, вождь убедительно попросил вновь утвержденного наркома «не держать на партию зла» и предложил отведать присланного из Грузии вина.
В кабинете также присутствовал товарищ Берия,
который привычно пожелал здоровья всем родным и близким товарища Ванникова.

До конца войны Борис Львович Ванников обеспечивал бесперебойную поставку вооружений и боеприпасов на все фронты Великой Отечественной. После Победы его перевели на работу по атомному проекту, в который, нарком также внес значительный вклад, работая в тесном взаимодействии с академиком Курчатовым.

Академик Курчатов ценил работу Ванникова не меньше, чем усилия Берия. (фото из открытых источников)
Академик Курчатов ценил работу Ванникова не меньше, чем усилия Берия. (фото из открытых источников)

Никто не знает, какой след в душе Бориса Ванникова оставила эта история, так как, по крайней мере, вслух, он ни с кем не делился своими впечатлениями.

Вообще, несмотря на все невзгоды, как-то: аресты, преследования семьи и расстрелы родственников, никто из оставшихся в живых военачальников и государственных деятелей, знавших вождя лично, обиды на него не затаил.
Единственным злопамятным и неблагодарным человеком оказался Никита Сергеевич Хрущев, на короткое время грубо нарушивший рабскую традицию советского народа.


"Литературные негры", еврейкой национальности, в стране победившего социализма

План Даллеса - удачная выдумка советской пропаганды, в которую верят до сих пор

Подарок Маршалу Коневу за спасение Дрезденской галереи

Москва, 1978 год. Неожиданный шаг навстречу западной эстраде

Поддержите канал, поставив "лайк" и подписавшись, если понравилась статья.