Найти тему

Гермошлем ГШ-6, "легенда" под микроскопом

Общий вид ГШ-6
Общий вид ГШ-6

Многие знают о существовании гермошлема (ГШ) и даже неподготовленный человек с легкостью отличит его от обычного авиационного защитного шлема (ЗШ).

О гермошлеме слагают песни, чего стоят легендарные «…гермошлем застегнут на ходу…» или совсем уж экстремальное «…А-а, покупайте гермошлем…».

В отечественной авиации наиболее известны три типа герметических шлемов: ГШ-4 о котором можно узнать более подробной перейдя по этой сылке, ГШ-6 и ГШ-10, хотя были и другие малораспространенные и оригинальные модели.

По-настоящему культовым и узнаваемым стал гермошлем ГШ-6, о конструкции которого я постараюсь рассказать максимально подробно в силу своей компетенции.

Применение ГШ-6 и его отличие от кислородных масок

Герметический шлем ГШ-6А, ГШ-6М, применяются для выполнения высотных полетов более 14 км. В отличии от маски, гермошлем полностью изолирует голову летчика от внешней враждебной среды, при этом, ему свойственны все функции кислородной маски.

Главная особенность ГШ в том, что он обеспечивает полную компенсацию головы при избыточном давления в легких, по сути, давление в легких оказывается практически равным давлению в подшлемном пространстве, благодаря этому поступающий в человека под давлением кислород не пытается найти себе естественный лазейки через уши и глазные щели. О том, насколько это неприятно, я рассказывал в одной из статей, в которой описал свой опыт и ощущения при подъемах в негерметичной кабине на высоту 18 км.

Конструкция гермошлема

Конструкция ГШ-6 достаточно сложна и насчитывает более трехсот деталей. ГШ-6 имеет три основных раздельных элемента: Гермошлем состоит из каски (1) с электрообогреваемым смотровым шитком (2), шлемофона, шейного кольца и системы подтяга.

Гермошлем

-2

-3

В нижней части каски вмонтированы клапан вдоха (3) и компенсированный шланг (5), который имеет байонетный разъем (6) и служит для подключения к кислородному прибору.

Общий вид каски ГШ-6
Общий вид каски ГШ-6

1- каска ГШ

2- смотровой щиток с электрообогреваемым стеклом (обогреваемое лобовое стекло на автомобилях, выполненное по тому же принципу, появилось через несколько десятилетей).

3- Клапан вдоха

4- Компенсированный клапан выдоха;

5- Гофрированный шланг вдоха;

6- Байонетный разъем для подсоединения к кислородному прибору;

7- Штыри фиксации ГШ в шейном кольце;

8- Ручка опускания и фиксации смотрового щитка;

9- Флажок для дистанционного опускания светофильтра;

10-Светофильр;

11-Шланг линии подпора компенсированного клапана выдоха;

12-Разъем жгута линии связи и электрообогреваемого устройства смотрового щитка;

13-Отверстия распределения воздуха при вентиляции подшлемного пространства ГШ-6А;

14-Ремни фиксации шланга ГШ-6А подвесной системе летчика для предотвращения отрыва в случае катапультирования.

Дефлекторы подачи кислорода и воздуха
Дефлекторы подачи кислорода и воздуха
Внутренняя часть каски ГШ-6
Внутренняя часть каски ГШ-6

2-шлемофон.

Общий вид шлемофона ШЛ
Общий вид шлемофона ШЛ

Шлемофон предназначен для восприятия давления каски на голову и обеспечивания ведения радиосвязи (в ШЛ вмонтированы телефоны (2) и микрофон (3).

Общий вид ШЛ
Общий вид ШЛ

1-матерчатый шлемофон;

2-телефоны;

3-микрофон;

4-раъем жгута линии связи;

5-теменной амортизатор;

6-подбородочный ремень;

7-регулеровочная застежка.

3-шейное кольцо гермошлема.

Общий вид шейного кольца
Общий вид шейного кольца

Шейное кольцо ГШ имеет резиновый клапан (2) для герметизации шлема по шее. Оно позволяет быстро снимть и надевать каску шлема, что уобно при передвижении по аэродрому и дежурстве в готовности, не предусматривающей немедленного вылета.

Система притяга предназначенная для удержания шлема на голове при создании в нем избыточного давления, состоит из тесьмы притяга (3) с регулировочным замком (4) и стального тросика (5) с карабином (6), перекинутого через ролики-шарниры (7), находящиеся на шейном кольце. Система регулируется натяжением тесьмы.

Схема шейного кольца
Схема шейного кольца

1-шейное кольцо;

2-резиновый клапан герметизации в области шеи;

3-тесьма притяга гермошлема;

4-регулировочный замок системы притяга гермошлема;

5-стальной тросик системы притяга ГША;

6-карабин системы притяга ГШ спереди;

7-ролики-шарниры системы поворота ГШ;

8-пелерина;

9-застежка «молния»;

10-регулировочные тесьмы подтяга;

11-разъем для подсоединения жгута связи от ШЛ с герметизирующей муфтой;

12-замок фиксации ГШ в пазах шейного кольца;

12-пазы для штырей фиксации каски ГШ-6А.

Также вы можете ознакомиться с другими отечественными авиационными шлемами:

Статьи об авиационных защитных шлемах: статья о ЗШ-3; статья о ЗШ-5; статья о ЗШ-7, статья о новейших шлемах ЗШ-10 и 17

статья о гермошлеме ГШ-4

Наука
7 млн интересуются