Раньше рынок импакт-инвестирования представлял собой достаточно нишевую категорию инвестиций в общем объеме всемирного инвестиционного капитала, однако, в последнее время импакт-инвестирование оказалось в эпицентре внимания всех инвесторов.
Часть крупных корпораций, использующих альтернативные схемы финансирования, например, такие как Bain Capital, TPG Growth, Partners Group and KKR, выделяют крупные суммы для оказания положительного, измеримого социального и экологического воздействия наряду с финансовой отдачей. Также за последние время вышли на передовые позиции некоторые другие стратегии, которые ранее тоже занимали узкую нишу. GIIN в 2019 году сообщила, что активы в области импакт-инвестирования составили более 502 млрд. долл. США, из которых 50% принадлежат 860 управляющими активами в сфере венчурного капитала, частного акционерного капитала, ценных бумаг и облигаций с фиксированным доходом.
Запрос инвесторов разного уровня и вклада — GP, LP, частных, институциональных и крупных инфраструктурных фондов, а также общества в целом — чтобы капитал был инвестирован в соответствии с этическими нормами, и чтобы эти инвестиции приносили пользу обществу и природе. И данный постулат является ключевой движущей силой для реализации намеченных стратегий.
Сочетание более высокого уровня срочности, связанного с климатическим кризисом, растущим неравенством во всем мире и тем фактом, что правительства больше не могут решать эти проблемы без сотрудничества, показали необходимость развития направления импакт-инвестиций. Потребители и инвесторы ожидают не просто максимизации прибыли, они видят в компании, с которой они работают, прежде всего, запрос на желаемое будущее. За последние пять лет количество инвесторов, заинтересованных в импакт-проектах, значительно выросло. Как правило, можно выделить две категории участников рынка, заинтересованных в преобразовании своей деятельности: 1) те, кто знает, что им нужно что-то сделать, но еще не успели углубиться в детали и сформулировать, что они подразумевают под импактом и 2) множество более опытных инвесторов, которые могут определить ожидаемые результаты и установить параметры финансовой отдачи, на которые они хотели бы рассчитывать. Большинство институциональных инвесторов все еще не могут определиться, как именно они хотят оказывать позитивное воздействие на природу или общество.
Другим ключевым фактором развития импакт-инвестиций является растущее понимание того, что нет необходимости искать компромисс между импактом и финансовой прибылью — опрос GIIN 2019 года показал, что 66% инвесторов получили доходность выше рыночной, а 19% близкую к рыночной.
Примечательно, что большинство респондентов также сообщили, что показатели портфеля в подавляющем большинстве случаев соответствовали или превышали ожидания инвесторов в отношении как социального, так и экологического воздействия (98%) и финансовой отдачи (91%).
По мере развития индустрии импакт-инвестиций, в мире рождается все больше различных стратегий импакта — рост бизнеса, долгосрочное финансирование, работа в социальной сфере и с имуществом.
В 2015 году Cambridge Associates и GIIN совместно проанализировали результаты деятельности импакт-фондов, ориентируясь на импакт-инвестиции. Для анализа использовались данные 76 фондов частного (или венчурного) капитала, ставящие своей целью прибыль на уровне средней по рынку, и начавшие свою историю становления в период между 1998 и 2018 годами. Как было обнаружено, по состоянию на 30 сентября 2019 года чистая доходность IRR по фондам составляла 7,21%, а инвестиционный коэффициент составил 1,34x. Тем не менее, исследователи предупреждали, что сделать окончательные выводы представляло определенную сложность из-за ограниченного размера набора данных и общей “молодости” инструментов в рамках импакт-стратегий.
Несмотря на очевидные динамику и рост, которые оказывали влияние на сферу импакт-инвестирования за последние несколько лет, нерешенными остаются проблемы, связанные со стратегическим планированием. Хотя количество компаний и менеджеров, нацеленных на импакт, увеличилось, многие компании не выходят из своих узких ниш, используя в обороте сравнительно небольшое количество акций.
Кроме того, географическая направленность импакт-стратегий чаще всего тяготеет к развивающимся рынкам, где возможно использование меньшего количества капитала для достижения большего импакта в сравнении с рынками развитых стран.
Измерение импакта
Измерение импакта и составление отчетности по импакту также представляют собой определенную сложность для инвесторов — изобилие стандартов, целей импакта, структур реализации проектов и отсутствие опыта для многих управленцев означает, что стандартизация в данной области труднодостижима.
Некоторые эксперты уверены, что следует разграничивать экологическую и социальную эффективность: для окружающей среды существует ограниченное количество поставщиков данных, а компании готовы делиться подробной информацией, делает возможным измерение выбросов CO2 и потребления воды. Однако измерить социальное влияние гораздо сложнее ввиду уникальности измерения импакта от сектора к сектору, от отрасли к отрасли, от проекта к проекту, а также из-за отсутствия накопленной практической базы. До начала инвестиционной деятельности компании должны быть заинтересованы в установлении прозрачности, объемах выпускаемой отчетности и получении реальных данных об испакте.
17 Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН являются наиболее удобным методом для измерения импакта. Инвесторы стремятся к повсеместному использованию ЦУР, поскольку эта концепция является просто для понимания заинтересованных сторон, в то же время, она достаточно надежна для обоснования инвестиционной стратегии.
ЦУР хорошо принимаются обществом инвесторов в качестве меры измерения, так как они являются признанной во всем мире концепцией, а среди заинтересованных сторон существует глобальное понимание и признание того, что именно к этим целям и результатам общество должно стремиться, что обеспечивает доверие к компаниям, использующим ЦУР для измерения и оценки импакта.
Хотя ЦУР являются очень полезным инструментом при работе с оценкой и измерением импакта, исследователи выражают опасение, что некоторые компании могут использовать ЦУР в качестве инструмента маркетинга, связанного практически с любой инвестиционной деятельностью без объективных полномочий или средств для определения уместности упоминания ЦУР.
К счастью для инвесторов, эффективность импакта подтверждается различными инструментами для измерения и организациями, которые оказывают помощь в том, каким образом происходит измерение импакта.
Новые классы активов
Рост специфических активов в сфере импакта привел к тому, что некоторые инвесторы стали выделять их в отдельный класс активов. Одним из их аргументов является то, что необходимы дополнительные навыки для анализа социальных факторов наряду с коммерческими, ввиду чего отдельные профессиональные группы смогут мобилизовать больше средств для оценки импакта.
Не все инвесторы согласны с подобным обособлением — они считают, что выделять импакт-активы в отдельный класс активов может означать игнорирование того очевидного факта, что по своей природе все инвестиции оказывают влияние на окружающую среду и общественное благополучие, и что у инвесторов есть выбор относительно создания импакта, будь он положительным или отрицательным. Финансовые рынки должны быть механизмом защиты общества и окружающей среды во время любой деятельности, независимо от сферы применения привлеченных средств.
Подробнее:
https://www.unquote.com/digital_assets//Impact_2020_v3_lo.pdf
Автор: Бестужева Ника, IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital | Impact Channel: https://t.me/ixdnews
#ixdcapital #impact #impinv #impactinvesting #sustainability #импакт #устойчивость #финансы #измерение #оценка