Краткий пересказ выпуска Business iD с председателем правления РН Банк.
Привет, это iD EAST. Мы создаем крупные IT-проекты для брендов вроде Сбербанка, а с недавнего времени еще снимаем блог Business iD.
В этот раз нашим гостем стал с Ксавье Деро. Ксавье — председатель правления АО «РН Банк», это совместное предприятие альянса Рено-Ниссан (60%) и Группы Юникредит (40%). РН Банк выдает автокредиты и активно работает с дилерами по всей стране. Ниже — краткая выжимка разговора, полный выпуск доступен на нашем канале.
— Пандемия сильно задела автоиндустрию. Как ваш бизнес себя чувствует?
Такого крупного кризиса мы не видели с 2008 года. Для банка, который помогает людям покупать авто, это стало большим потрясением. Первым последствием было закрытие дилерских центров в течении недели: наша деятельность полностью приостановилась. У нас было много клиентов, которые связывались с нами и говорили, что из-за кризиса они больше не в состоянии платить по кредитам, поэтому нам пришлось разработать специальные решения, чтобы найти способ отсрочить их платежи, согласовать графики погашения и как-то удовлетворить их потребности.
Похожая ситуация была и с дилерами. Дилеры полностью прекратили свою деятельность, отправив своих сотрудников домой. При этом машины никуда не делись, и мы их продолжали финансировать, несмотря на то, что дилеры больше не могли за них платить. Нам нужно было продлить сроки кредитования, отсрочить платежи — сделать финансовые операции более гибкими.
При этом, уже сейчас мы видим более высокий спрос на услуги, который также поддерживается инициативами государства.
Я удивился как быстро рынок начал возрождаться. Было много разговоров о кризисе — вернется ли все на круги своя, но при этом я бы не сказал, что автомобильный рынок вернулся на докризисный уровень, пока нет.
Благодаря правительственным инициативам доля финансирования сейчас выше, чем была до кризиса: раньше только 40-50% от общего числа машин покупалось в кредит. Сейчас их стало больше — из-за изменений в выдаче субсидий по льготным автокредитам, максимальная цена автомобиля составляет не 1 млн рублей, как раньше, а 1,5 млн рублей.
— Вы были готовы к удалёнке?
В целом компания была готова к удаленной работе в плане организации сотрудников: люди работали из дома без проблем. Была проблема с покупкой техники: мы не могли оснастить всех ноутбуками, они были у примерно 70% работников. В первые недели пандемии компании быстро скупали компьютеры, приобретая партии заранее — мы потратили время на их поиск, установку и настройку ПО. В будущем это сыграет нам на пользу сделает рабочие процессы более гибкими благодаря настроенным и защищенным устройствам.
Основная проблема началась с автокредитами, а именно - с подписью документов. Процесс оформления кредита полностью не работает в онлайне, некоторые этапы оформления проходят очно: нужно, чтобы в какой-то момент клиент подписал листок бумаги.
У нас есть определенные ограничения. В некоторых странах — например, в Европе — можно идентифицировать клиентов дистанционно, например, с помощью видеоидентификации.
В России такой альтернативой могут выступить Госуслуги — мы рассматриваем это решение. Но при этом понимаем, что не все наши клиенты пользуются этим сервисом, поэтому оно не гарантирует полный охват аудитории.
— Что вы думаете о покупках авто с помощью мобильных приложений?
В будущем этот способ станет только популярнее. В сегменте подержанных автомобилей рост будет еще более быстрым.
Обычно путь к покупки машины начинается именно в интернете. Очень, очень редко клиенты выбирают дилера, приезжают к нему, и хотят купить автомобиль именно у одного конкретного дилера. Обычно у людей есть определенный бюджет и перечень параметров, по которым они выберут машину.
Покупатель заходит в интернет, оценивает рынок, и принимает решение — но пока он не может купить автомобиль полностью в режиме онлайн. Запрос на полноценное оформление покупки в режиме онлайн будет расти и мы должны быть к этому готовы.
Многим нравится посещать автосалон, но есть люди, которые определенно предпочли бы не тратить на выбор автомобиля столько времени.
— Что думаете про бизнес в России?
На самом деле заниматься бизнесом в России не сколько сложно, сколько захватывающе, потому что у страны есть большой потенциал. Я уверен, что он будет расти. Рынок и спрос есть, наша задача — преобразовать этот потенциальный спрос в продажи. Есть определенные вызовы с точки зрения экономической ситуации, но у нас также есть и возможности.
Центральный банк снизил ставку, а это означает, что на рынке будут наблюдаться тенденции к снижению процентных ставок. Таким образом, это хорошо для покупки товаров длительного пользования, таких как автомобили.
⌘⌘⌘
Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите в комментариях, кого бы вы хотели видеть в следующем выпуске.
Спасибо!