Палуба «Мальборо» поскрипывала под каблуками ее сапог. Она подошла к борту, пронизывающий весенний морской ветер проникал под полы пальто, залезал в рукава и за меховой воротник. Мария Федоровна в сотый раз достала из кармана измученную ею, местами надорвавшуюся газету со статьей о расстреле царской семьи. Посмотрев на берег возвращающегося к жизни после зимы южного берега Крыма она подумала: «они сумели бежать, также как мы сейчас бежим из своей империи. Я буду ждать, мы должны встретиться».
Отречение сына от престола застало Марию Федоровну в Киеве.
Туда она переехала из Петрограда в 1916 г. и занималась организацией госпиталей, санитарных поездов и санаториев для многочисленных раненых на фронтах Первой мировой.
Она долго не могла осознать произошедшее. Сейчас, в разгар войны, опять революция, и ее бедного Ники силой принудили подписать гнусное отречение. Все шло прахом, но решение было одно – ехать к нему немедленно, под страхом чего угодно, лишь бы посмотреть сыну в глаза и найти слова утешения.
Мария Федоровна направилась в ставку Верховного главнокомандующего Российской империи – город Могилев, проделав тяжелый для нее путь, но встреча с сыном была короткой. Они сидели в вагоне поезда, мать, несмотря на данное себе обещание плакала, а сын – всеми силами пытался, чтобы непослушные слезы не видели в окно вагона солдаты его охраны. Эта встреча станет для них последней, представители новой народной власти приказали бывшему монарху следовать в Санкт Петербург.
Разрываемая на части, беспрестанно молившаяся, Мария Федоровна вернулась в Киев, но ей также поступило приказание следовать в Крым. С конца марта 1917 года мать новоотреченного российского императора вместе с дочерьми Ксенией, Ольгой и их семьями стали жить в крымском имении Ай-Тодор.
Положение их было тяжелое: сначала слежка и надзор, затем наружная охрана и домашний арест. Со временем ситуация только ухудшалась: запрет выездов, обыски, изъятие переписки и дневников, проблемы с продовольствием.
Как удалось избежать гибели еще там, в Крыму?
Большую роль в сохранении жизней членов императорской семьи сыграло то, что спроектированное двоюродным дядей Николая II Петром Николаевичем имение Ай-Тодор больше походило на крепость. А от совсем зарвавшихся и требующих крови большевиков помогали отбиваться люди из Севастопольского совета.
Положение арестантов закончилось, а охрана большевиков испарилась после того, как весной 1918 года Крым оккупировали немецкие отряды в ходе Первой мировой войны. Немцы не претендовали на притеснение родственников свергнутого царя, ведь германский кайзер Вильгельм II приходился родственником Марии Федоровне и кузеном последней российской императрицы – Александры Федоровны. Немецкое командование, находившееся в Крыму, предлагало Марии Федоровне помочь с выездом из Крыма, но та даже слышать этого не хотела и с гневом отвергала помощь от страны, воюющей с Россией.
Зная о шатком положении семьи бывшего российского императора, родная сестра Марии Федоровны – Александра, вдовствующая королева Англии и мать ее нового короля Георга V, умоляла сына спасти «несчастную Минни».
Читайте также: "Браки между династией Романовых и Английским королевским домом. Как русофобная королева Виктория их одобряла?"
Но тот все тянул, откладывал, ждал чего-то и обещал поучаствовать в жизни родственников только на словах. К тому времени своего «дражайшего» друга и «любимого» двоюродного брата Николая II он уже предал, не вмешиваясь в расправу над ним свирепствующих революционеров.
Читайте также: "Брат – «близнец», предавший Николая II"
В конце 1918 года, когда английская эскадра стояла в Стамбуле, Георг V все-таки выдал распоряжение о проведении тайной операции по вывозу императрицы и двух ее дочерей из Крыма.
После высадки отряда англичан в районе Ай-Тодора, командир корабля встретился с Марией Федоровной.
Но, несмотря на отчаянное положение от спасения она отказалась по двум причинам.
- Во-первых, императрицу не устраивало, что она, как дрожащая крыса, ночью и тайно должна покидать свою страну и империю.
- Главной причиной послужило то, что прибывшие англичане не намеревались вывозить остальных родственников и приближенных, которых Мария Федоровна бросить не могла.
До следующей спасательной операции членам семьи уже расстрелянного императора пришлось ждать еще больше четырех месяцев.
В конце марта 1919 года английский дредноут «Мальборо» открыто появился у берегов Крыма. Его капитану английским королем на этот раз было поручено вывезти не только мать и сестер Николая II, но также других членов семьи Романовых и всех приближенных. Откладывать дальше было нельзя, и Мария Федоровна решила покинуть Российскую империю, хотя тогда еще не верила, что – навсегда.
Кроме самой вдовствующей бывшей российской императрицы, на борт «Мальборо» поднялись ее дочери Ксения и Ольга с мужьями и детьми, двоюродные дяди Николая II - Николай Николаевич-младший и Пётр Николаевич со своими супругами, внучка Марии Федоровны (дочь Ксении) Ирина с мужем Феликсом Юсуповым и его родителями, а также все приближенные, которые находились с ней в заточении в Крыму и пожелали покинуть Родину.
Читайте также: "Феликс Юсупов – человек, убивший Распутина и любитель перевоплощений из семейства Романовых"
Корабль отплыл от берегов России 4 апреля, и прибыл в Лондон 8 мая, где Мария Федоровна встретилась со своей сестрой Александрой.
В Англии мать погибшего российского императора остаться не пожелала из-за разногласий с сестрой, и вскоре переехала в родную Данию, где царствовал ее племянник, Христиан X.
Там она поселилась в большом имении в Видёре, принадлежавшем ей и её сёстрам.
В эмиграции Мария Федоровна была довольно популярна у датчан, отклоняла попытки представителей русской эмиграции втянуть её в политическую деятельность и прожила еще 10 лет.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Вам также может быть интересно:
Принцесса Дагмар: невеста-вдова и будущая императрица Мария Федоровна
Несостоявшаяся Екатерина III: как любовница стала женой императора
Исторические неточности сериала «Великая», с цитатами из дневника Екатерины II
Подписывайтесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и читайте еще больше интересных статей!