История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников.
мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов
После установления дипломатических отношений между СССР и Францией, Советский Союз был приглашен принять участие в открывающейся весной 1925г. Международной выставке промышленных и декоративных искусств. Прошел закрытый конкурс среди известных архитекторов среди которых были Фомин, Головин и др. Их павильоны были яркими и несли революционную стилистику 20х годов. Но победил Проект архитектора К.С.Мельникова ознаменовавшего собой новый подход к проектированию современных зданий. Это была легкая двухэтажная постройка с деревянным каркасом и большим количеством стекла. Простыми и доступными средствами в сложных заданных устроителем условиях, архитектор добился того, то сам павильон стал экспонатом выставки и привлекал посетителей острой пространственно-объемной композицией которая выделялась среди достаточно однообразных павильонов резко динамичной композицией. В сочетании серого и белого цвета резко контрастировавшего с красным узнавалась рука принявшего участие в разработки художника Родченко. Гран-при за павильон ознаменовал триумфальный выход Советской архитектурной школы на международный уровень.
Организаторы приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов.
Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции совещание во главе с Луначарским и участием президента Государственной академии художественных наук Петра Когана постановило «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная Армия», «Трансмиссия»… В Кёльне впервые в выставочном ансамбле появляется гигантский фотофриз (24х3,5 м) с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками накаливания и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-фото» ощущение.
Устремленная вперед и ввысь скульптура «Рабочий и колхозница» в 1937 году произвела там сенсацию еще и потому, что открыто противостояла нацистскому орлу, увенчавшему немецкий павильон. А восходящий уступами вверх, словно древний храм, павильон СССР служил постаментом грандиозным фигурам, славящим свободный труд.
Павильоны СССР 1930-х годов – парижский и нью-йоркский – строил Борис Иофан, оба павильона служили постаментами монументальных скульптур – «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной и «Рабочего со звездой» Вячеслава Андреева. К парижской выставке 1937 года был впервые объявлен конкурс на оформление экспозиции: его выигрывает группа ленинградских художников под руководством Николая Суетина, предложившая лаконичные архитектоны, выделенные искусственным светом, «ступенчатые» формы, фотобарельефы и декоративные установки: «пилон конституции» и посвященный рекордным перелетам «полуглобус».
Суетин решительно отказался от выстраивания экспозиции «по маякам», организуя выставочное пространство как общественный интерьер, «декорируя» его экспонатами.
Оформлять нью-йоркский павильон поручили также Суетину: но теперь архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян специально под выставочное задание проектируют «темный» ансамбль, рассчитанный на киноэкраны и световые эффекты для диорам.
Павильон в Нью-Йорке в 1939 году стал самым мультимедийным: в нем расставили киноэкраны и диорамы, крутили фильмы, а через динамики давали мелодии народов СССР. Главным чудом была копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами.
Куда делась после выставки скульптура рабочего со звездой неизвестно.
В августе в Москве 1939 открылась постоянная Всесою́зная сельскохозя́йственная вы́ставка (ВСХВ).
Выставка представляла собой целый выставочный город площадью в 136 гектаров, на которых было размещено 250 всевозможных строений, каскад прудов, парки, опытные участки. Вход на выставку располагался с северной стороны, перед ним была установлена скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», впоследствии перенесённая. За аркой располагалась Административная площадь с Главным павильоном выставки. Осью выставки была главная аллея с тремя площадями. Первой была площадь Колхозов, на которой располагались павильоны союзных республик и областей РСФСР, а центр площади украшал фонтан; возле каждого из павильонов были посажены растения, характерные для района, которому павильон посвящён. Дальше находилась площадь Механизации с памятником Иосифу Сталину и отраслевыми павильонами, композиционный центр которых занимал павильон «Механизация», сохранившийся в реконструированном виде до наших дней под названием «Космос». Третья площадь — Прудовая, где экспозиционная часть выставки сменялась зоной отдыха.