Найти тему
777studio

РЕКЛАМА в СССР. История развития ч.6 Выставки и Архитектура 1918-1940

Проект павильона 1925 Мельников
Проект павильона 1925 Мельников

История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников.

мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов

Международная выставка декоративных искусств в Париже 1925г. Советский павильон.
Международная выставка декоративных искусств в Париже 1925г. Советский павильон.

1я Премия на выставке за Советский павильон присуждена архитектору  К. Мельникову
1я Премия на выставке за Советский павильон присуждена архитектору К. Мельникову

После установления дипломатических отношений между СССР и Францией, Советский Союз был приглашен принять участие в открывающейся весной 1925г. Международной выставке промышленных и декоративных искусств. Прошел закрытый конкурс среди известных архитекторов среди которых были Фомин, Головин и др. Их павильоны были яркими и несли революционную стилистику 20х годов. Но победил Проект архитектора К.С.Мельникова ознаменовавшего собой новый подход к проектированию современных зданий. Это была легкая двухэтажная постройка с деревянным каркасом и большим количеством стекла. Простыми и доступными средствами в сложных заданных устроителем условиях, архитектор добился того, то сам павильон стал экспонатом выставки и привлекал посетителей острой пространственно-объемной композицией которая выделялась среди достаточно однообразных павильонов резко динамичной композицией. В сочетании серого и белого цвета резко контрастировавшего с красным узнавалась рука принявшего участие в разработки художника Родченко. Гран-при за павильон ознаменовал триумфальный выход Советской архитектурной школы на международный уровень.

-4

Организаторы приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов.

-5

Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции совещание во главе с Луначарским и участием президента Государственной академии художественных наук Петра Когана постановило «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная Армия», «Трансмиссия»… В Кёльне впервые в выставочном ансамбле появляется гигантский фотофриз (24х3,5 м) с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками накаливания и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-фото» ощущение.

-6

-7

-8

Устремленная вперед и ввысь скульптура «Рабочий и колхозница» в 1937 году произвела там сенсацию еще и потому, что открыто противостояла нацистскому орлу, увенчавшему немецкий павильон. А восходящий уступами вверх, словно древний храм, павильон СССР служил постаментом грандиозным фигурам, славящим свободный труд.

-9

Павильоны СССР 1930-х годов – парижский и нью-йоркский – строил Борис Иофан, оба павильона служили постаментами монументальных скульптур – «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной и «Рабочего со звездой» Вячеслава Андреева. К парижской выставке 1937 года был впервые объявлен конкурс на оформление экспозиции: его выигрывает группа ленинградских художников под руководством Николая Суетина, предложившая лаконичные архитектоны, выделенные искусственным светом, «ступенчатые» формы, фотобарельефы и декоративные установки: «пилон конституции» и посвященный рекордным перелетам «полуглобус».

-10

Суетин решительно отказался от выстраивания экспозиции «по маякам», организуя выставочное пространство как общественный интерьер, «декорируя» его экспонатами.

-11
Александр Лабас. Эскиз панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года.
Александр Лабас. Эскиз панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Оформлять нью-йоркский павильон поручили также Суетину: но теперь архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян специально под выставочное задание проектируют «темный» ансамбль, рассчитанный на киноэкраны и световые эффекты для диорам.

Над центральной скульптурой рабочего работали скульпторы В. А. Андреев, И. Д. Шадр, В. И. Мухина и С. Д. Меркуров. Лучшим оказался проект скульптора В. А. Андреева. Его скульптура из нержавеющей
 стали высотой 22 метра на 54-метровом порфирном обелиске по всем оценкам является выдающимся произведением искусства.
Над центральной скульптурой рабочего работали скульпторы В. А. Андреев, И. Д. Шадр, В. И. Мухина и С. Д. Меркуров. Лучшим оказался проект скульптора В. А. Андреева. Его скульптура из нержавеющей
 стали высотой 22 метра на 54-метровом порфирном обелиске по всем оценкам является выдающимся произведением искусства.

-14
-15

-16

-17

Павильон в Нью-­Йорке в 1939 году стал самым мультимедийным: в нем расставили киноэкраны и диорамы, крутили фильмы, а через динамики давали мелодии народов СССР. Главным чудом была копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами.

Ошарашенные посетители выставки разглядывают копию ст.Маяковская в натуральную величину
Ошарашенные посетители выставки разглядывают копию ст.Маяковская в натуральную величину
Карта СССР выполненная из самоцветов
Карта СССР выполненная из самоцветов

Куда делась после выставки скульптура рабочего со звездой неизвестно.

Куда делась после выставки скульптура рабочего со звездой неизвестно.
Куда делась после выставки скульптура рабочего со звездой неизвестно.

В августе в Москве 1939 открылась постоянная Всесою́зная сельскохозя́йственная вы́ставка (ВСХВ).

-21

Выставка представляла собой целый выставочный город площадью в 136 гектаров, на которых было размещено 250 всевозможных строений, каскад прудов, парки, опытные участки. Вход на выставку располагался с северной стороны, перед ним была установлена скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», впоследствии перенесённая. За аркой располагалась Административная площадь с Главным павильоном выставки. Осью выставки была главная аллея с тремя площадями. Первой была площадь Колхозов, на которой располагались павильоны союзных республик и областей РСФСР, а центр площади украшал фонтан; возле каждого из павильонов были посажены растения, характерные для района, которому павильон посвящён. Дальше находилась площадь Механизации с памятником Иосифу Сталину и отраслевыми павильонами, композиционный центр которых занимал павильон «Механизация», сохранившийся в реконструированном виде до наших дней под названием «Космос». Третья площадь — Прудовая, где экспозиционная часть выставки сменялась зоной отдыха.