За 2 миллиарда долларов вы бы могли отправить отправить Falcon Heavy в космос 13 раз, купить 10 Боингов 787, обеспечить едой и водой миллионы жителей Африки… или вы можете спустить в унитаз эти деньги и инвестировать в Ofo, стартап по прокату велосипедов, который принялся устроить революцию в мире транспорта в Китае.
Его лелеяли и боготворили инвесторы, пользователи и правительство… *спойлеры! сейчас Ofo почти окончательно сдулся*
На поверхности, Ofo — один из самых быстрорастущих стартапов, у них получается завоёвывать новых клиентов с такой скоростью, которая никому даже и не снилась. Но в реальности, всё, что сделали Ofo это вывалили огромное количество некачественных велосипедов, которым не видно конца и края. В каком-то смысле, это что-то вроде схемы МММ, в которую ввязывались наши родители в девяностых.
Ofo основал Вей Дай со своими друзьями в университете Peking, там ему удалось вырастить свое приложение до 4000 использований в день. И это меньше, чем за два месяца с момента старта! Вей Дай заработал стартовый капитал в 1,5 миллиона долларов (9 миллионов китайских юаней). Вскоре после этого, Ofo выросли до 200 000 пользователей/день и прошли 5 раундов инвестиций, получив 200 миллионов долларов. Венчурные фонды буквально дрались друг с другом за возможность инвестировать в Ofo. Даже Alibaba участвовали в этом.
На самом деле, в Ofo довольно много инноваций, если говорить о технологиях. Они великолепно совместили в себе мобильные платежи (Alipay и Wechat Pay) и легкость и доступность получения байка в Китае. У каждого велосипеда был QR-код, отсканировав который можно было получить доступ к транспорту.
Также с помощью датчика GPS можно было понять, где именно находится велик. Это значит, что ты можешь оставить его где угодно и сесть на любой из множества стоящих на улице. Бери и бросай велосипед где угодно и когда угодно. Это стало решающим моментом.
С другой стороны, кажется, что многопользовательские велосипеды это прибыльно. Когда Ofo только начинали, они просили 200¥ депозита за байк. Каждый из них стоит около 650 ¥, чтобы вывести на рынок, и 0,6 ¥, чтобы поддерживать его состояние. Ofo приводили по 10 новых пользователей за каждый новый велосипед, пущенный в оборот.
Если мы масштабируем этот показатель роста и выпустим 1 миллион велосипедов, Ofo заработает:
Депозит: ¥200 * 10 пользователей/вел. * 1 000 000 вел. = ¥ 2 000 000 000 = 18 млрд руб
Цена: 1 000 000 вел. * ¥650/вел.+1 000 000 вел. * ¥0.6/ день * 365 дней = ¥ 869 000 000 = 8 млрд руб
Основная процентная ставка в Китае составляет 4,68%, что означает, что Ofo делает не менее 2 000 000 000¥ * 4,68% = 93 600 000¥ в год только на депозите.
Также Ofo получают платежи за использование (к сумме депозита) — примерно 1 ¥ за полчаса, сами велосипеды используются в среднем 3,5 часа в день и 300 дней в году. Так что каждый выпущенный велик приносит 7 ¥ в день.
Итак, ¥7/день * 1,000,000 вел. * 300 дней = ¥2,100,000,000/год!
В теории, Ofo должны были заработать 1,3 миллиарда ¥ (18 млрд руб) за год
У Ofo есть технология, капитал и отличная бизнес-модель, но как они превратились из единорога в полностью убыточную компанию?
Капитал свел их с ума
В Китае возник серьёзный застой тех-индустрии. Большое количество инвесторов богатели, но новые возможности для инвестиций стали появляться всё реже. Просто-напросто было не во что инвестировать. И — бах, Ofo показались на горизонте, закидывая венчурные фонды сумасшедшими цифрами из прогнозов бизнес-модели, которых удавалось достичь только Facebook или Uber. Вот инвесторы и сошли с ума.
Но Ofo не были единственным игроком на рынке. Я даже больше скажу — они были далеко не единственным игроком. Mobike, почти точная копия Ofo, был основан сразу после Ofo группой бывших руководителей авто- и тех- компаний. Эти две компании быстро установили дуополию, контролируя 90% рынка многопользовательских велосипедов.
И Ofo, и Mobike втягивали друг друга в затяжную ценовую войну и войну за капитализацию. Кто выпустит больше велосипедов, тот и победил. Со стороны Ofo последовал первый ход: они отменили депозит и снизили цену до 1 ¥ в месяц (9 наших рублей) за бесконечный тариф. И где-то между 2016 и 2017, Ofo и Mobike наводнили Китай 40 миллионами велосипедов (примерно 45 площадей Амстердама).
Да, мы не ошиблись — цена использования велосипеда месяц составляла 9 рублей. Можно сказать, они раздавали их бесплатно.
И с этого момента все будет становится хуже и хуже. Давайте посчитаем. Велосипед Ofo стоит примерно 100$ и «спроектирован» на 2 года использования. В реальности творение Ofo еле-еле держалось 2 месяца. Перефразирую, Ofo теряли $100/24 месяца * 22 потерянных месяца = 91,7$ за каждую единицу транспорта, который они выводили на рынок.
С другой стороны, аппарат Mobike был более крепким и держался гораздо дольше (8-12 месяцев). Но, по каким-то причинам, как сообщил генеральный директор Mobike, каждый такой велосипед обходился Mobike в тысячу долларов. Это заявление было опровергнуто позже, установив, что, всё-таки, для создания одного изделия требовалось потратить 300$, но это все равно в три раза дороже, чем Ofo.
Кстати, помните число в 1,3 миллиарда прибыли в год? Это ложь.
В реальном мире ни Ofo, ни Mobike не смогли бы поддерживать те же цифры по срокам использования и поведенческим показателям (10 новых клиентов за 1 выведенный байк), как на начальных этапах. Есть очень много людей, которым нужны велосипеды, и много городов, у которых проблемы с транзитом. В конечном счете, темпы роста для совместного использования велосипедов снизятся.
Давайте скорректируем значения роста и пересчитаем деньги. Депозит в 0 ¥, к нему прибавим 650 ¥ (цена выпуска одного велосипеда) и операционку в 0,6 ¥ в день, чтобы поддерживать аппараты в рабочем состоянии хоть сколько-то времени. Допустим, что каждый велосипед приносит нам по пять новых клиентов (что на самом-то деле всё равно много), и каждый из клиентов платит всего 1 ¥ в месяц за подписку на сервис.
Итак, за каждый миллион велосипедов:
Расходы: 1 000 000 вел. * ¥650/вел.+1 000 000 вел.* ¥0.6/ день* 365 день = ¥869 000 000 = 8 млрд рублей
Доходы: ¥1/мес* 12 мес* 5 новых клиентов/вел.* 1 000 000 вел.= ¥ 60 000 000 = 550 млн рублей
Итог
Так, Ofo будут терять ¥869 млн - ¥60 млн = ¥809 млн за каждый миллион пущенных в оборот велосипедов. И знаете что? Они выпустили 20 миллионов своими же руками. Они сожгли 16 миллиардов юаней за год на велосипедах, которые были не в состоянии прожить даже один сезон. Почти побили рекорд Uber по сжиганию денег, кстати, только на великах.
Вы думаете, что это конец истории? Ни в коем случае. Китайцы не были бы китайцами, если бы это так просто кончилось. У Ofo было примерно 4 млрд юаней в кубышке (на чёрный день), но — сюрприз! Они тоже испарились! Ofo решили использовать эти деньги, чтобы купить ещё велосипедов.
Их мотивация: каждая новая единица транспорта будет приводить новых велосипедистов, а они будут приносить больше денег. Это пирамида, у которой не видно вершины.
На этой ноте и закончим. У Ofo был потенциал и отличная миссия, но всё это было, в определённом смысле, испачкано жадностью и отсутствием терпения.
Если вы хотите еще историй о том, как сжигались огромные деньги, прочтите нашу статью о бизнес-модели Uber и её различиях с бизнес-моделью Airbnb.