Сетевой ритейл. Ещё одно явление, прочно вошедшее в нашу жизнь. И вместе со своим появлением привнёсшее в неё новые профессии и новые знания. Как вы уже догадались, речь пойдёт о торговле.
Вообще-то, русское слово «ритейл» происходит от английского retail – «пересказ». Как же так? Ничего общего с продажами. Не торопитесь. Давайте разбираться. Итак, под «ритейлом» понимают вид торговли, в которой продавцы закупают у производителей товар в большом количестве (оптом) и перепродают весь его объём конечным потребителям поштучно, в розницу. Перепродают. Вот такой вот «пересказ» получается! Естественно, с торговой наценкой! Но нас больше всего интересует, как возникла сетевая розница.
Первые торговые сети, по историческим сведениям, появились ещё в 15 веке в Германии. Несколько лавочников, торгующих мясом, объединили свои капиталы и открыли сеть мясных лавок под единым названием. Вплоть до окончания 19 века розничная торговля повсеместно велась традиционным способом: «через прилавок» в формате «магазин у дома». Сейчас мы такой способ называем «general trade» или «традиционной розницей».
Начало стремительного развития сетевого ритейла совпало с началом 20 века. Так, в 1901 году, в Чикаго открылась первая аптечная сеть «Walgreens». А первые магазины с прямым доступом к товару появились в Калифорнии в 1912 году. Первый магазин со смешанным ассортиментом, супермаркет, в современном понимании этого слова, появился в 1916 году в Мемфисе. Его основатель Кларенс Саундерс положил начало технологии сетевого ритейла. Созданная им сеть супермаркетов «Piggly Wiggly» к 1923 году насчитывала 2800 магазинов.
Кризис в США под названием «Великая Депрессия», разразившийся в 1929 году, вынудил коммерсантов максимально снижать расходы на организацию торговли. Предприниматели стали увольнять продавцов, а товар стали просто выкладывать на полки. Существует даже официальный год рождения индустрии самообслуживания – это 1930, когда фирма «King Kullen» открыла в Нью-Йорке первый сетевой магазин самообслуживания. А дальше процесс приобрёл массовый характер. Но это всё в Америке.
В Европе до конца 1950-х годов преобладали небольшие сети, ориентированные на покупателей из ближайших районов. Однако в 1957 году европейский торговый мир изменился. В небольшом городке Анси на востоке Франции, у перекрёстка дорог, открылся первый магазин сети «Carrefour SA», что по-французски означает «перекрёсток», (произносится Карфур). Сейчас это самый маленький магазин «Carrefour SA». А всего магазинов этой сети по миру насчитывается более 15 000. Также, «Carrefour SA» открыла первый в мире гипермаркет в 1963 году в городе Сент-Женевьев-де Буа, а в середине 1970-х стала пионером в создании собственной торговой марки (СТМ или «private label», как принято сейчас называть). На сегодня доля СТМ в ассортименте европейских сетей составляет не менее 30%, а есть и такие сети, которые торгуют исключительно своей торговой маркой, например, британская сеть «Marks & Spencer».
С 1980-х сетевой ритейл начал неуклонно доминировать на рынке потребительских товаров. Так, Голландия оказалась под властью сети «Albert», Великобритания – под властью «Tesco», Франция – в сетях «Carrefour» и «Auchan», а Германия породила своего монстра – сеть «Metro».
Широкомасштабное наступление сетевого ритейла на Россию пришлось на конец 20 века. Настоящий переполох вызвало строительство в Москве первого магазина-склада «Metro». Но, как гласит русская пословица: «Мы тоже не лыком шиты»! Европейским ритейлерам российский бизнес противопоставил стройную рать своих сетей: «Перекрёсток» (1995), «Азбука вкуса» (1997), «Пятёрочка» (1999), которые первыми вступили в сражение за кошелёк российского покупателя. И эта рать с годами только растёт!