Эта модель рассчитана на небольшое количество покупателей, которых обычно знают в лицо.
Аналитика ведется аналогично аналитике работы с поставщиками и предыдущей статьи. Для этого добавляем два новых столбца: 1) покупатель; 2) примечание (покупатель)
Скачать пример финмодели в Excel можно здесь
Для "проверки работы" новых столбцов на практике отфильтруем в нашей модели все продажи и придумаем истории про покупателей.
Приблизительно так это может выглядеть, характеристики покупателя записываются в произвольной форме по усмотрению продавца. Если не забывать делать записи, они в конечном итоге позволят выделить наиболее значимых покупателей и систематизировать работу с ними. Кроме того, эти записи могут дать косвенное представление о качестве продукции, восприятии покупателями изменений, вносимых в упаковку или сам товар.
Далее рассмотрим как быть с возвратами и заказами от покупателей.
Добавляем столбец Возврат и смотрим его в работе.
При возврате всегда есть чек с датой покупки, т.е. мы ищем строку с датой продажи и в этой строке пишем комментарий по возврату. Обратите внимание, при работе с возвратами очень важно обратить внимание на код товара, так как по нему мы может точно определить поставщика, а следовательно сделать вывод о качестве товара вообще или только конкретной партии.
Учет заказов будем вести аналогично процессам покупки, продажи и передачи в зал, т.е. признак заказа будем вводить в с столбце "Признак"
Так могут выглядеть заполненные данные по заказам. Из реестра видно что Сергею не принципиален поставщик, но важна дата, а вот Ирине, наоборот, понравилась новая упаковка или она заметила изменения качества в лучшую для себя строну, т.е. ей важна поставка именно от Поставщика 3 (в том случае если у других поставщиков нет аналогичного товара). Кроме индивидуальных заказов, также можно вносить ткущие потребности для поддержания ассортимента в зале.
После того как заказ будет выполнен или не выполнен, в столбце Признак можно изменить признак "Заказ" на "Заказ выполнен" или "Заказ не выполнен"
Далее товары принимаются от поставщика и передаются в зал, по уже рассмотренной раньше схеме
Из реестра видно.что с Товаром 2 какие-то проблемы, и доставка подорожала, возможно следует пересмотреть цену на товар. О том как в нашем реестре провести переоценку остатков и отразить изменение цен мы поговорим в следующей статье.
В зависимости о организации вашего бизнеса данную модель можно дополнить разными торговыми точками, разными менеджерами и т.д., тогда можно будет получать аналитику и в этих разрезах.
Для более быстрого поиска нужной статьи я сделала подборки:
Бюджетирование
Excel для работы с данными
Себестоимость и цены
Учет закупок и расчетов в Excel
Примеры в Excel и файлы к статьям можно найти по этой ссылке