Резкое падение доходов бюджета в связи с разразившейся пандемией известного вируса требует принятия экстраординарных мер по финансированию государственных расходов. Так как расходы носят, как правило, долгосрочный характер и, с другой стороны, необходимо не создавать локально (в ближайшие годы) избыточную нагрузку на бюджет, финансирование госдолга может быть осуществлено за счет так называемых «длинных» государственных долговых бумаг (государственных облигаций со сроками погашения в несколько десятков лет). При этом достаточно низкий уровень процентных ставок делает обслуживание долга максимально дешевым.
В 2016 году Ирландия и Бельгия с помощью 100-летних облигаций привлекли по 100 млн евро. В 2017 году Австрия выпустила государственные облигации на 3,5 млрд евро со сроком погашения 100 лет и доходностью 2,112 %. При этом на тот момент время существования современного австрийского государства (после ликвидации 3-го Рейха) составляло всего 72 года (страна занимает на больший срок, чем существует сама). Спрос инвесторов на эти бумаги составил 11,4 млрд евро, с тех пор из-за роста их цены доходность опустилась до 1,12 %.
В течение последних нескольких десятков лет практику выпуска долгосрочных облигаций для финансирования госдолга широко применяют США и Япония (сроки погашения этих ценных бумаг составляют 30-40 лет).
С учетом значительных размеров госдолга этих стран (26,5 трлн долларов у США и 512 трлн йен у Японии) именно покупка гособлигаций центральными банками явилась путем эмиссии большей части долларов и йен (по различным оценкам 85-90 %):
центральные банки этих стран на эмитированную («напечатанную») национальную валюту выкупали гособлигации у своих правительств.
Таким образом, именно центральные банки обеспечили
фактически ничем неограниченную возможность как финансирования государственных расходов, так и обслуживания государственного долга (так как можно выкупить у своих правительств облигации со сроком погашения 30, 40, 100 и т.д. лет).
Поэтому огромные государственные долги этих стран не должны вводить в заблуждение относительно возможности их обслуживания: кредитный лимит отсутствует, а срок погашения можно сделать практически бесконечным.
Наличие «длинных» кредитов дает возможности для осуществления длительных по времени реализации проектов: инфраструктурных, модернизации производства и т.д. При этом между денежной эмиссией и процентными ставками на рынке возникает положительная обратная связь: чем больше экономика обеспечена денежными ресурсами (в «развитых» странах отношение величины денежного агрегата М2 (наличные и безналичные деньги) к ВВП составляет более 60 %, в России 40-50 %), тем ниже процентные ставки. Снижению ставок купонного дохода гособлигаций «развитых» стран также способствует спрос на эти ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов. Но основной причиной падения доходности этих гособлигаций в последние 20-30 лет являются проводимые центральными банками (США, Японии, Евросоюза) программы так называемого «количественного смягчения», когда их ставки были установлены практически на нуле и даже ниже нуля (Япония), а в экономику вливались десятки триллионов почти «бесплатных» долларов, евро и йен.
Значительный дефицит федерального бюджета России в 2020 году (может составить, по различным оценкам, 6-8 трлн рублей) вынуждает Минфин РФ для его покрытия выпускать облигации федерального займа (ОФЗ) со сроками погашения до 30 лет.
Но, к сожалению, ставки купонного дохода ОФЗ сильно выше соответствующих ставок гособлигаций «развитых» стран. В результате получается ситуация, когда за текущие расходы государства придется расплачиваться населению (из-за роста налогов и инфляции) и будущим поколениям (у которых сейчас государство берет в долг путем выпуска долговых бумаг со сроками погашения через несколько десятков лет). При этом России ничего не мешает обеспечить «длинные» государственные долги по низкой стоимости, а также экономику необходимым объемом средств для ее развития, но для этого нужны соответствующие меры со стороны Правительства РФ и ЦБ:
прежде всего низкая ключевая ставка (не выше уровня инфляции) и жесткое валютное регулирование (чтобы денежная эмиссия была целевой, а не приводила к обмену рублей на валюту и ее выводу за рубеж).
Сколько денег нужно российской экономике?
Важно отметить, что некоторые российские госкомпании уже пошли по этому пути: в июне были выпущены бессрочные (вообще без сроков погашения) облигации РЖД. Если кто-то считает, иностранные инвесторы отвернутся от ОФЗ из-за снижения их доходности, то вынужден огорчить:
- ситуация на мировом рынке облигаций такова, что облигации стоимостью более 12 трлн долларов имеют отрицательную доходность. Это означает, что инвесторам практически не оставили возможности купить облигации, которые приносят хоть какой-то доход. Отсюда и спрос на 100-летние облигации Австрии;
- на данный момент доходность 10-летних облигаций Греции (думаю, все помнят греческий долговой кризис. Ситуация принципиально в лучшую сторону там не изменилась) составляет 1,25 %. По сравнению с Грецией у России экономическая ситуация явно лучше.
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО