Найти тему
ГОРПРОЕКТ МЕДИА

«Клипмейкерство – это моё самое большое удовольствие» (Интервью с Ириной Мироновой)

Ирина Миронова – известный режиссёр-клипмейкер. Она снимала клипы для Земфиры, Дианы Арбениной, «БИ-2», Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте и многих других российских звёзд эстрады.

ГП: Ирина, вы окончили факультет Прикладной космонавтики. Довольно необычный выбор для молодой девушки. Почему решили пойти учиться именно туда? Полученные знание как-то помогли в освоении столь необычной профессии для девушки?

ИРИНА: После окончания школы, в 1991 году, я приехала поступать на режиссуру во ВГИК, в который меня тогда не взяли в силу моего юного возраста. Мне просто сказали: «Идите поживите пока». Попробовать поступить, конечно, можно было бы, но тогда было негласное правило не брать сразу после школы «малышей». Тогда я перешла дорогу и села в троллейбус, который привёз меня к Университету геодезии, картографии и аэрофотосъёмки. Я была моментально очарована названием факультета «прикладная космонавтика», куда я с успехом и поступила. Там меня научили точным наукам, а самое главное – всему тому, что связано со съёмкой. На занятиях мы занимались изучением оптических систем, которые устанавливаются на любые летательные аппараты, в том числе и космические. Мы изучали всю оптику, и мне это очень пригодилось в будущем. Но уже на третьем курсе я поняла, что всё-таки нужно реализовать детскую мечту, которая меня не отпускала все это время – снимать драматически поставленные музыкальные произведения.

ГП: Где проходили практику и набирались режиссёрского опыта?

ИРИНА: Режиссёром-клипмейкером я стала через другие профессии. Когда на третьем курсе я поняла, что готова снимать, то отправилась в Останкино. Сначала работала ассистентом на съёмочных площадках, но уже через пару месяцев взяла в руки камеру и стала делать репортажи и другие небольшие ролики. Следующим шагом был монтаж, и только потом уже я стала режиссёром. Вот такой интересный путь я когда-то прошла – от мира прикладной космонавтики в мир музыкальных клипов. Это был поистине космический путь: от одних звёзд к другим.

-2

ГП: С какой работы (для кого сняли клип) началась ваша глобальная карьера как клипмейкера? В какой момент вы стали узнаваемой и востребованной?

ИРИНА: Свой первый музыкальный клип я сняла для начинающей певицы Лизы, подопечной Юрия Айзеншписа на песню «Теперь я знаю, как жить». Это была хорошая, хитовая песня, молодая певица и очень прогрессивные родители, которые хотели сделать из неё рэп-звезду. Они были молодые, но уже много где успеть пожить – в Лондоне и в Нью-Йорке. Я с ними познакомилась случайно, а к Айзеншпису привели меня они. Он, кстати, был категорически против моей кандидатуры. Но большие клипмейкеры, с которыми уже встречались, отнеслись к этому заказу без большого энтузиазма. Родители юного дарования оценили моё горячее желание – с технической точки зрения я уже была готова снимать. Они понимали, что я не могу не снять, потому что это мой первый ролик. В итоге не прогадали. Клип взяли на MTV, он вошёл в тяжёлую ротацию, и после этого у меня зазвонил телефон.

ГП: Когда вы поняли, что съёмки и всё, что с этим связано – это то, чем бы вы хотели заниматься, что это дело всей вашей жизни? Кто и что этому поспособствовали?

ИРИНА: С самого детства меня завораживали мультфильмы. Я долго думала, что эти визуальные миры существуют на самом деле. И лет в 6-7 моё мировоззрение рухнуло – мама сказала, что эти миры создают люди. Как только я узнала, что это можно сделать своими руками, то поняла, что буду снимать и неважно что это будет – фильмы или мультфильмы. Клипов тогда у нас не снимали. 

-3

ГП: Как создаётся клип поэтапно? Как после прослушивания песни возникает идея создать ту или иную картинку?

ИРИНА: Подготовительный период может занимать от недели до полутора месяцев, в зависимости от сложности. Я изучаю людей, которые ко мне приходят. Знакомство происходит даже с теми, с кем я уже работала. После этого я очень быстро придумываю от одного до трёх концептов. Это пока ещё не сценарии, а только вектора. На данном этапе мне важно сверить компасы с заказчиком. Даже те варианты, которые исполнителю не нравятся, служат для меня подсказками.
Я никогда не предлагаю неподходящее для человека. Если кто-то не умеет танцевать, я не стану заставлять. Например, работая с Аллой Пугачевой над клипом на песню «Все ушли в осень», я снимала крупные планы, фокусируясь на её глазах. Своим взглядом она гипнотизирует зрителя и больше ничего не надо. А вот Кристина Орбакайте – блестящая танцовщица и не использовать это глупо.
После того, как мы с исполнителем выбираем определённый концепт, я пишу подробный сценарий, который прорабатываю с оператором. Мы реализуем его, подбирая технические решения, релевантные нашей задумке и бюджету. Дальше задачи переходят к разным специалистам – стилистам, гримёрам. Ну и сами съемки.

ГП: А бывают песни, которые вам не нравятся, но вы всё равно снимаете клип? Каким принципом руководствуетесь, когда соглашаетесь снять клип?

ИРИНА: Ещё в начале карьеры я поняла, что могу снимать клипы для самых разножанровых артистов. Тогда ко мне пришел Олег Газманов с песней, музыкальный стиль которой мне не был близок. Я совершенно растерялась, так как не понимала, смогу ли что-то снять на неё. К тому моменту я уже осознала, что если буду отказываться снимать песни, которые не понимаю или не люблю, то буду вынуждена снимать совсем мало. А так как снимать я люблю много, пришлось научиться брать в работу любую песню. Даже ту, которую не до конца понимаю и когда уж точно не являюсь рьяным фанатом какого-то артиста…
Так я научилась выделить в любой песне и в любом артисте всё то прекрасное, что можно разглядеть и усилить при помощи клипа. К тому времени я и получила заказ от Олега Газманова на песню «Ясные дни» – и прекрасно сообразила, что с ней можно сделать. Сюжет, который мы придумали, прекрасно лёг на песню – и это стало уроком для меня. Я поняла, как можно работать с разным музыкальным материалом, работать с ним отстранённо и в то же время вовлекая себя в поиски лучшего в артисте и его песне.

-4

ГП: Что может послужить вашему отказу от работы? И часто ли приходилось отказывать?

ИРИНА: Я редко отказываюсь от работы, этому я научилась очень давно. Несмотря на фонограмму и песню, которую мне предлагают для клипа, вне зависимости от того нравится она мне или нет – я все-таки нахожу в себе профессиональные возможности отыскать в этой песне лучшее, полюбить её и, главное, отыскать лучшее в человеке, в артисте исполняющем её.
Случается, что я отказываюсь от работы. В последнее время это все больше связано с бюджетами. Если предлагаются совсем маленькие, то здесь я уже понимаю, что не смогу реализоваться в полном объёме как режиссёр и продюсер. Меня можно убедить в маленьком бюджете, но сейчас это бывает крайне редко. Должна быть какая-то очень убедительная песня и заказчик. Большой бюджет позволяет привлечь к съёмкам лучших специалистов и лучшую технику, поэтому в моей работе он действительно важен.

ГП: За кем из российских режиссёров вы следите?

ИРИНА: Ни за кем из российских режиссёров я пристально не слежу, и за зарубежными тоже. Если любой из них, даже тот, которого не знает никто сделал какую-то выдающуюся работу, то эта работа настолько прозвучит, что её невозможно будет не заметить. Поэтому я всегда обращаю внимание на такие фильмы и клипы, и их, к счастью, происходит очень много. Я люблю эти драгоценные камни, которые всплывают на поверхность и сверкают во всей своей красоте.
Мне очень нравится всё, что делает Андрей Звягинцев. Мне крайне симпатичен первый фильм в карьере Кантемира Балагова «Теснота», София Коппола и все её работы. Я люблю обнаруживать неожиданные фильмы, а потом уже знакомиться с автором, как это было с Кантемиром. Я просто увидела его фильм и поняла, что мне очень нравится. Для меня личности режиссёров обнаруживаются через миры, которые они творят!

ГП: Что можете сказать про российский кинематограф? Есть ли будущее? Так как многие очень скептически относятся к российской киноиндустрии в целом.

ИРИНА: Такого понятия как киноиндустрия в России до сих пор не существует. А что такое «индустрия»? Это – люди. Если их много – то мы говорим о развитой индустрии, как в Лос-Анджелесе, где я тоже жила и работала. Там много людей, большая концентрация, туда съезжаются киношники со всего света. А что у нас? Вот хорошо Кантемир Балагов появился, а то ведь несколько лет назад вообще была какая-то пустота. Был даже такой момент, когда все мастодонты клипмейкерства – Федя Бондарчук, Сергей Кальварский, Тигран Кеосаян, Филипп Янковский и многие другие – уже начали стесняться клипмейкерства и перестали
им заниматься. И я в стране осталась совсем одна, кто занимался клипами.


Потом уже появились молодые ребята, которые на фотики снимали. Однако любая индустрия должна быть самодостаточной, самопроизводящей себя системой. Поэтому индустрии как таковой у нас и нет до сих пор.
Люди чаще всего хотят не снимать кино, а сразу оказаться в красивом платье на красной дорожке перед фотографами и желательно ещё и с призовой статуэткой в руке. Я слышала миллион таких историй! Эта индустрия поэтому и называется «фабрикой грёз», что создаёт иллюзии даже у тех, кто в ней много лет работает.

-5

ГП: Вы сотрудничаете с самыми разными артистами, с кем из них было легче и труднее работать? У вас очень много работ с Кристиной Орбакайте – это какая-то особенная связь?

ИРИНА: Казалось бы, если ты «звезда», то ты капризная. Но такие люди как Алла Пугачева, Земфира, Кристина Орбакайте, Би 2 – это те, с кем на площадке работать наиболее приятно. Они точно знают, что доверившись профессионалу, они только помешают своими советами. Лучше выражать пожелания и просьбы, чем давать указания. 
В работе с начинающими артистами есть свои сложности. У дебютантов бывает склонность к импровизации, они относятся к съёмкам как к весёлому и необычному времяпрепровождению. К сожалению, они не всегда понимают технические стороны процесса, могут не услышать и неправильно понять мои задания. В итоге это сбивает работу всей съемочной группы. Кроме того, дебютанты часто бывают излишне амбициозны и не вполне доверяют тем профессионалам, которых они выбрали. Не прислушиваются к их требованиям и советам, считая, что если у них в копилке есть один-два клипа, они уже прекрасно знают, как это нужно делать.


C Кристиной Орбакайте у нас действительно много совместных работ. «Разрешаю только раз» – один из моих любимых клипов с ней. Технически у нас был непростой замысел – мы применяли тросы для подвеса Кристины, которая должна была взбираться на вершину, созданную из мужских тел, из поклонников и всех тех, кто жаждет её внимания. Эта метафора была выполнена в прямом смысле слова – Кристина позволяла удерживать себя этим крепким мужским телам и рукам, но не более того. Легко и изящно она шествовала на самую вершину, чтобы остаться самой собой!

-6

ГП: В 2007 году по заказу NOKIA вы первая в России сняли клип MORNING на песню Полины Гагариной. Какие впечатления испытали? Это сейчас никого не удивить съёмками на мобильный телефон, а в 2007 году ведь было всё иначе!

ИРИНА: Эта съемка ничем не отличалась от любой другой съёмки клипа. Меня никак не смутил тот факт, что не будет громоздкой кинокамеры, на которую я тогда предпочитала снимать. Мы просто приклеили скотчем маленький телефон к крану, который летал по съёмочной площадке, потому что не было тогда устройства, которое бы крепило телефон к киносъёмочному оборудованию. Да, вот так – просто скотчем пришлось примотать! Никаких других особенностей у той съемки не было.
Представители компании Nokia, на телефон которой снимался этот клип, присутствовали на съёмке. Но это не помешало им удивиться, принимая клип в готовом смонтированном виде. Они тогда не поверили своим глазам – тому, что клип снят на мобильный телефон, хоть и присутствовали в процессе съёмки. Этот факт всех очень взбудоражил, уже тогда в телефонах начали применять качественную оптику. Сейчас это вообще необходимость. Я пропагандист съёмок на мобильные телефоны.
Постоянно смотрю и ищу фильмы, снятые на смартфоны. Это потрясающе, это свобода для людей, не представляющих свою жизнь без съёмки. Это та свобода, которая позволяет выйти на улицу с мобильным телефоном и снять свой лучший фильм. 

-7
«Невозможное – возможно!» – наш девиз, и я уверена, мобильные телефоны помогут многим людям найти себя в съёмке и профессии!

ГП: Где черпаете силы и вдохновение? Что для вас вдохновение?

ИРИНА: Я уже давно поняла, что вдохновиться и мотивироваться можно огромным количеством вещей, если быть к этому настроенным. Меня может вдохновить любой нюанс, любая деталь, даже самое небольшое путешествие за дверь своего дома или встреча с новым человеком. Не важно, понравится он мне или нет. Важно другое – это увидеть эту эмоцию, увидеть её в каждом мгновении, обнаружить. Счастье жизни в этом и заключается. Если ты хочешь его чувствовать, то ты его найдешь и увидишь. Это может быть в запахе, слове, картинке, в интуиции. Я всё это собираю и потом применяю.

ГП: Расскажите о вашей школе «Я снимаю по воскресеньям кино», как возникла идея и как попасть на занятия к вам?

ИРИНА: Школа «ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ Я СНИМАЮ КИНО» рассказывает, учит и информирует всех любителей кино о том, как можно снять его самостоятельно, любой формат видео – от маленьких сюжетов для Instagram, до большого кино.
Моя школа – это я сама. Это я беру себе в подмастерья. У меня нет менеджеров, которые бомбардируют потенциальных учеников. Поэтому, когда я каждый год открываю набор на свой офлайновый 10-недельный курс, то делаю это через свой личный Instagram, и прошу всех написать в личные сообщения краткое эссе о себе и своих ожиданиях от профессии, что бы я могла понимать, зачем им ко мне, что я им могу дать. Хотя это не всегда встречает понимание у потенциальных студентов: как же так, я плачу деньги за услугу, а меня еще и выбирают! Однако проблема как раз в том, что чаще всего те, кто хочет заниматься кино, на самом-то деле не знает, чего он хочет.

-8

ГП: Не думали ли в свете последних событий запустить свой онлайн-курс?

ИРИНА: Да, я много размышляла над этим вопросом. Мой сегмент бизнеса сегодня практически мгновенно и молниеносно перешёл в режим онлайн. Это и моя школа «По воскресеньям я снимаю кино», и вся работа над визуальным контентом, и даже всевозможные мероприятия. Сейчас я очень занята этим вопросом, время для меня спрессовалось. Мы давно уже были готовы к переходу в онлайн-пространство, думали над этим вопросом, совершали попытки. И вот сейчас мы вынуждены сделать это и реализовывать всё те же проекты, идеи и задумки с использованием уже новых инструментов, а как следствие, и новых средств художественной выразительности.

ГП: Когда ждать от вас дебют в большом кино?

ИРИНА: Кино как полный метр я снимать не тороплюсь, а если и сделаю, то только сама, как Вуди Аллен – от начала и до конца. Мне просто очень нравится клипы снимать – нет необходимости их менять на более крупную форму. Я здесь действительно понимаю, что я делаю и зачем. И это большое удовольствие.

ГП: Ваши творческие планы на ближайшее время, чем порадуете зрителей?

ИРИНА: Этим летом я представлю сразу несколько интересных проектов. Один из них долгожданный – это серия фильмов-откровений «Девушки и яйца». Для каждой героини я лично сняла арт-портрет в формате визуализации, представив на видео каждую из женщин в том мире, в котором она живёт. Особенностью фильмов станет необычный реквизит – все пять героинь на протяжении фильма держат в руках два куриных яйца и откровенно говорят на важные для каждой женщины темы: о силе и слабости, о любви и ненависти, и многом другом. Всего в первом сезоне у нас запланировано пять выпусков, гостьями которых станут певица Диана Арбенина, хореограф Алла Сигалова, актриса Мария Миронова и бизнесвумен Ланна Камилина. Личность пятой героини мы пока держим в секрете.