Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Она отражает несоответствие количества денег в экономике объему товаров и услуг, которые эта экономика производит. Ранее мы рассказывали, почему возникает инфляция, как ее измеряют, и в каких случаях она может быть полезной. Сегодня разбираемся, кто и как контролирует инфляцию.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ЦБ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. В рамках денежно-кредитной политики ЦБ следит в том числе за инфляцией.
В конце 2014 года под влиянием макроэкономического кризиса Банк России перешел на инфляционное таргетирование. По согласованию с Правительством РФ Центральный Банк установил среднесрочную цель по инфляции на уровне 4% в год. Поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции Банк России называет основной целью своей денежно-кредитной политики.
Каким же образом ЦБ идет к своей цели? Основной инструмент денежно-кредитной политики — это ключевая ставка. Ключевая ставка — это процент, под который центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Изменение ключевой ставки влияет на потребительский спрос через ставки в экономике и в конечном итоге — на инфляцию. Повышение ключевой ставки повышает стоимость денег в экономике, тем самым снижая спрос на товары и услуги. Снижение ставки, напротив, делает деньги дешевле и доступнее, тем самым стимулируя спрос и производство, что в перспективе может привести к ускорению инфляции.
Читайте также: ЦБ снижает ключевую ставку. Что будет со ставками по вкладам и кредитам?
Цель Центрального банка – не снижение инфляции любой ценой, но поддержание ценовой стабильности. Если инфляция постоянно снижается и со временем переходит в дефляцию, то есть общий уровень цен начинает падать, это приводит к замедлению роста экономики. Поэтому Центральный банк пытается найти баланс между величиной инфляции и активностью экономики.
Отсюда и возникает политика инфляционного таргетирования, когда финансовая система страны настраивается таким образом, чтобы поддерживать заранее определенный уровень инфляции. Проведение такой политики должно сдерживать инфляцию и делать ее предсказуемой, но не должно оказывать отрицательного влияния на долгосрочный рост экономики.
Нынешняя цель по инфляции, установленная Банком России, – 4%. При этом по итогам 2019 года инфляция составила 3%. По прогнозам ЦБ в 2020 году инфляция составит от 3,8% до 4,8%, а в дальнейшем стабилизируется вблизи 4%.
В то же время на инфляцию влияют не только монетарные факторы, которые Центральный банк может регулировать. Так, говоря о проявлении инфляции в российской экономики, ЦБ отмечает специфику российской потребительской корзины, характерной чертой которой является довольно высокая доля в ней продовольственных товаров. Цены на продовольствие отличаются повышенной изменчивостью, так как во многом определяются урожайностью, которая напрямую зависит от погодных условий. Таким образом, колебания цен на продовольственные товары могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой важной особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета инфляции, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы, на которые подвержены административному воздействию – прямому государственному регулированию. Например, государством регулируются тарифы на ряд услуг жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, при помощи акцизов государство заметно влияет на цены табачных изделий и алкогольной продукции.
Чтобы снизить влияние этих и других немонетарных факторов на темпы роста цен, недостаточно усилий Центрального Банка. Как мы уже говорили выше, контроль инфляции – это комплексная совместная задача Центрального Банка и правительства.
Читайте также: Как не платить проценты по кредитной карте