Родители для детей являются проводниками в мире до того момента, пока те не начнут осознанно воспринимать окружающую жизнь. С малых лет, словно губка, впитывают правила игры. От поведения родителей или родителя зависит то, как ребёнок поведёт себя в той или иной ситуации, будучи взрослым. Отсутствие близких также программирует будущую жизнь.
Детские переживания имеют решительное значение для эмоционального развития. Постоянные конфликты, физическое и эмоциональное насилие относятся к стрессовым событиям, которые подвержены длительному воздействию. Ребёнок вырастает с чувством низкой самооценки и проблемами эмоционального контроля. У них повышается риск развития депрессии и тревоги.
Опыт детства закладывает основу для того, каким будет общий стиль привязанности на протяжении жизни, как будет связываться с другим человеком. Как эмоционально отреагирует, когда партнёр отдалится. Ниже рассмотрим четыре стиля воспитания. Пожалуйста, учтите, что описания общие. Их невозможно перенести на всех без исключения. Воспитание относительно переменчиво, ведь каждый по-своему вкладывается в детей.
Классическое воспитание
Люди росли в благоприятной среде, где получали отклик от родителей на просьбы и призывы. Получили сполна любовь и заботу, открыты для контакта, реагируют на просьбы других. Имеют позитивный взгляд на жизнь. Стремятся к физической и эмоциональной близости с минимальным страхом быть отвергнутыми или подавленными. Последовательны и надёжны в поведении по отношению к партнёру. Склонны вести диалог для решения вопросов и проблем.
Пренебрежительно-избегающая привязанность
Дети развивают такой стиль, когда близкие не реагируют на просьбы или даже агрессивно отвергают. Тогда ребёнок начинает эмоционально отстраняться, чтобы в дальнейшем не испытывать чувства отверженности. Став взрослым, испытывают дискомфорт от эмоционально открытых людей, отказываются от интимной близости.
Придают особое значение независимости и разрабатывают различные методы, которые исключат возможность посягнуть на зону комфорта. При общении с противоположным полом проявляется некоторая скрытность и утаивание, что, в конечном счёте, вредит отношениям.
Тревожно-избегающая привязанность
В детстве ребёнок подвергается насилию или пренебрежению. Попытки получить заботу, ласку и поддержку всячески пресекаются. Со временем ребёнок осознаёт ненужность, во взрослом возрасте формируется страх сближения с другим человеком. Желания получить любовь никуда не пропадает, человек осознаёт необходимость во взаимности. Но на подсознательном уровне не может довериться. Результат – минимальное проявление эмоций из-за страха быть обиженными или отвергнутыми.
Тревожно-озабоченный тип привязанности
Такого рода привязанности развивается в ситуациях, когда у ребёнка не получается предугадать реакцию родителей. В одной ситуации проявляется забота, а в другой, идентичный эпизод резкий холод, отвержение и эмоциональное отстранение. Результат – дети не понимают, чего ожидать в следующий раз. Во взрослой жизни формируется нездоровая привязанность к партнёру, с желанием постоянного контроля любых перемен в отношениях. Любая незначительная перемена вызывает беспокойство. Желание контроля усиливается.
И так, рассмотрели четыре варианта развития человека, которые закладываются в детстве через общение и связь со взрослыми. Это могут быть родные родители, опекуны или воспитатели интерната. Без откровенного проявления уничтожения личности в маленьком ребёнке, в будущем вырастает самодостаточная личность, с адекватными реакциями на мир. Но не всем удаётся перебороть какие-то травмы и страхи из детства. Наличие обоих любящих родителей – не гарантия отсутствия проблем во взрослой жизни. Лучшим вариантом нахождения ответов на все интересующие и даже скрытые вопросы является помощь психоаналитика, который через сны и метод свободных ассоциаций будет работать с бессознательным. Через него получится найти решение и скорректировать сформировавшиеся проблемы в личной жизни.