Культура и искусство, культурное и архитектурное наследие для многих стран стали драйвером социально-экономического развития в последние 30 лет. Благодаря такому инструменту стратегического планирования, как маркетинг и брендинг территорий, ставшие для многих развитых и развивающихся стран основным методом решения социальных и экономических задач. В России эти понятия впервые использовали в 2002 году и означают комплекс мероприятий, направленных на формирование имиджа региона, города или отдельного места. В настоящее время имидж региона все больше становится одним из основных ресурсов, который определяет его экономическую, политическую, социальную перспективу.
Переворачивая Маркса
В 2005 году, перед выходом мультфильма «Цыпленок Литтл» компании «Disney» (просто совпадение), в рамках рекламной компании была проведена дискуссия на тему «Что было раньше: яйцо или курица?». На ней ученые обосновали, что яйцо было раньше. Так была решена многовековая философская загадка.
В дискуссии «Что первично: культура или экономика?» только заложено начало!
По марксистской теории, если упростить, базисом является экономика и производство, а в надстройке – культура, образование, религия, государство… При этом Базис формирует надстройку, а надстройка, в свою очередь, поддерживает базис.
До последнего времени это было незыблемо, и сфера культуры была на «задворках» экономических моделей. Антропоцентричный поворот последнего десятилетия и осознание постиндустриальным обществом высокого потенциала сферы культуры и исторического наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования, как одного из важных факторов социально-экономического развития территорий заставляет нас переосмыслить значение и векторы развития культуры.
Для этого рассмотрим социокультурное пространств как некую территорию, сочетающую в себе ключевые аспекты развития общества.
Территория населена людьми, составляющими отдельные микросоциумы, в совокупности составляющие, так называемые «внутренние аудитории». Со временем складываются какие-то традиции, выстраиваются ценности, формируются нормы и пишется история территории. Наиболее развитие и комфортные территории привлекают к себе внимание «внешних аудиторий», начиная от туристов и трудовых ресурсов, заканчивая мигрантами, прибывшими на постоянное жительство. «Внешние аудитории» тоже имеют свои традиции, ценности, нормы и историю, причем они представляют разные социокультурные пространства.
Таким образом, сталкиваются несколько культур на одной территории, что влечет за собой один из двух процессов: ассимиляция, аккультурация. Происходит частичное смешение культур (в первом случае в меньшей степени), лучшие практики, ценности и нормы принимают обе стороны (на то она и культура, чтобы селектировать лучшее) и происходит трансформация и совершенствование социокультурного пространства, а общество переходит на следующий этап развития. Таким образом, культура, как хранитель традиций и транслятор лучших практик и ценностей, становится базисом развития общества и территории.
Влияние социокультурного пространства на экономическое развитие территории
Несмотря на то, что культура - это сфера не только материального, но и, в большей степени, духовного производства (ее продукты удовлетворяют не материальные, а интеллектуальные, эстетические и духовные потребности людей), она вносит существенный вклад в экономику территорий, поскольку выступает базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей. Помимо этого, сфера культуры выполняет весьма важные социальные функции, связанные с образованием, воспитанием, процессами социализации, идентификации и многими другими аспектами становления и развития человеческой личности.
Культурные институции: учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие структуры, творческие коллективы и индивидуальные предприниматели, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствующим рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом.
Так, согласно Аналитическому докладу «Исторические города России: сохранение и развитие» на III Парламентском форуме «Историко-культурное наследие России» «…В среднем музей-заповедник обеспечивает занятость около 100 человек, а сопутствующая занятость в смежных производствах и сфере услуг составляет 300–350 человек…»
Более того, с развитием культурного туризма, составляющего 75% от всего туристического объема, комплекс историко-культурного наследия, культурных событий начинает восприниматься как особый и значимый социально-экономический ресурс для развития экономики в регионах. Это происходит через возрождение и развитие народных традиций, промыслов; объединение групп местного истеблишмента и лиц творческих профессий для профессионального общения; активизирует малый и средний бизнес в развитие дополнительной инфраструктуры, которая используется после проведения мероприятия.
Таким образом, сфера культуры может и должна стать базисом развития общества, который формирует экономику, которая, в свою очередь, становится надстройкой, поддерживающей развитие культуры.
Автор: Владимир Еленко – исполнительный директор по работе регионами Российского творческого Союза работников культуры